Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.19-039

Содержание дисциплины:Учебная программа является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы. Теоретический раздел представлен в виде лекционного курса по темам: естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах, принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы; ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность, биоэтика, человек, биосфера и космические циклы, ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и не живой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Теоретический раздел предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для использования в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. Практический материал позволяет формировать у учащихся умение применять теоретические знания к реальным жизненным ситуациям. На занятиях используют методическую литературу и лабораторное оборудование. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности студента путем комплексной проверки.

Компетенции:Иметь ясное представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы; осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями и законами естествознания; уметь использовать естественнонаучные знания в исследованиях экономических и политических процессов, правовых проблем.

Связь с другими дисциплинами:«Физика», «Химия», «Математика», «Биология», «Психология», «История».

Концепции современного естествознания

УД-04.20-059

Содержание дисциплины: Учебная программа реализуется в рамках цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы. Теоретический материал представлен в виде лекционного курса, в котором рассматриваются основополагающие концепции различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Курс включает в себя элементы истории и философии науки; основное содержание дисциплины подается как целостное описание природы и человека на основе научных достижений, смены методологий, концепций, в общекультурном и историческом контексте. Теоретический раздел должен ознакомить студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям с естествознанием как неотъемлемым компонентом культуры. Это необходимо для формирования целостного взгляда на окружающий мир, так как рациональный естественно-научный метод проникает в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества. Практический материал представлен в виде семинарских занятий, направленных на овладение студентами основных общетеоретических проблем курса. На семинарах студенты пытаются сопоставить фрагменты естественнонаучных знаний, полученных в ходе изучения естественнонаучных дисциплин с системой наук в целом, а также выявить место и роль науки в единой системе культуры. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности студента, путем комплексной проверки.

Компетенции: знать термины и понятия, позволяющие описывать различные научно-культурные модели и природно-культурные феномены; природу универсального (фундаментального) и специального знания; причины разнообразия и системного единства различных моделей, концепций, феноменов; способы ориентации в разных научных дисциплинах, в незнакомой культурной ситуации и едином культурном пространстве; пути конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания; варианты целостного взгляда на окружающий мир.

Связь с другими дисциплинами: «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Эволюционное введение в психологию», «Основы медицинских знаний».