Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-002

Содержание дисциплины:Биология как наука о живых организмах. История развития, значение методических подходов для прогресса науки. Значение биологии для человека. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живых организмов. Химическая основа жизни: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, ферменты. Обмен веществ и поток энергии в живом организме: гликолиз, фотосинтез, дыхание, хемосинтез. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Современные взгляды на образование Солнечной системы и положение Земли среди планет. Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле. Цитология. Клетка – элементарная единица живого. Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты, гипотезы об их происхождении. Общий план строения клетки на световом и электронно-микроскопическом уровне. Гомология в строении клеток разных систематических групп. Клеточная дифференцировка. Клеточный цикл. Химическая организация клетки: вода, неорганические и органические ионы, углеводы, липиды, белки, неклеиновые кислоты – ДНК, РНК и АТФ. ДНК как носитель наследственной информации, основные принципы репликации. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Общая схема биосинтеза белка. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Деление клеток. Особое строение растительной клетки. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда. Генетика – наука о закономерностях наследственности, наследования и изменчивости. Проявление наследственности и изменчивости на разных уровнях организации живого: молекулярном, организменном, молекулярном. Ген, аллельные гены. Множественный аллеломорфизм. Генотип как система взаимодействующих генов. Фенотип. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости. Генотипическая и фенотипическая изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Биологическое разнообразие живых систем. Эволюционное учение. Биосфера, ее структура и функции. Границы биосферы. Атмосфера, гидросфера, литосфера. Роль живого вещества в биосфере.

Компетенции:В результате освоения курса студент будет знать: значение биологии для человека, многообразие живого мира, уровни организации живой материи, основные свойства живых организмов, происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле, клеточную теорию, размножение и индивидуальное развитие организмов, генетику с основами селекции. На лабораторно-практических занятиях он будет уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты, сравнивать строение животной и растительной клетки, решать генетические задачи и объяснять процессы наследственности и изменчивости.

Связь с другими дисциплинами:«учения о биосфере», «общая экология», «экология организмов».