Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-004

Содержание дисциплины:место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов, взаимодействия биоты и косного вещества: состав воздуха, воды, происхождение почвы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Эври- и стенобионты. Правила и законы о вазимодействии организмов и среды. Закон минимума Ю.Либиха, закон толерантности В. Шелфорда. Среды жизни. Водная, наземно-воздушная среды. Почва и другие организмы как среды обитания. Особенности. Адаптации организмов к жизни в разных средах. Популяции как элемент экосистемы. Разнообразие и классификация популяций. Типы популяций. Биологический полиморфизм. Биологические расы. Структура популяций. Типы экологических стратегий. r- и К- отбор. Методы оценки численности и плотности популяции. Биоценозы (сообщества), их таксономический состав и функциональная структура. Типы взаимоотношения между организмами: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, биотрофия (хищничество в широком смысле слова). Межвидовая конкуренция. Эксплуатация и интерференция. Принцип конкурентного исключения. Условия осуществления конкурирующих видов. Конкуренция и распространение видов в природе. Отношения «хищник – жертва». Сопряженные колебания численности хищника и жертвы. Сопряженная эволюция. Видовая структура сообществ и способы ее выявления. Видовое разнообразие как специфическая характеристика сообщества. Динамика сообществ во времени. Сукцессия и климаксовые сообщества. Функционирование биоценозов. Поток энергии в сообществе. Трофические связи. Трофические уровни. Продуценты, консументы первого, второго, третьего порядка. Перевариваемость и усвоение корма консументами. Энергетический баланс консументов. Расход энергии на жизнедеятельность, траты на дыхание. Трофические цепи. Пастбищные (цепи выедания), детритные (цепи разложения). Некрофаги, сапрофаги, редуценты. Биологическая продуктивность экосистем. Краткая история продукционно-биологических исследований. Продукция, биомасса. Создание органического вещества. Бактериальный фотосинтез, хемосинтез, первичная продукция. Валовая и чистая первичная продукция. Вторичная продукция. Ассимиляция. Правила пирамид. Пирамида продукции, пирамида биомасс, пирамида чисел. Распад экосистемной пирамиды. Примеры экологического кризиса, переживаемого Баренцевым морем. Экосистемный подход в исследовании биологических ресурсов дальневосточных морей. Детрит и редуценты. Разложение белковых веществ, нуклеиновых кислот, мочевины. Аммонофикация, нитрификация, денитрификация. Динамика биогеоценозов. Сукцессии. Развитие биоценозов. Пионерные группировки и сообщества, временные и постоянные, или коренные, биоценозы. Последовательная смена биоценозов – сукцессионный ряд. Тип сукцессионных смен. Первичные и вторичные сукцессии. Общие закономерности сукцессий. Биогеоценоз и экосистема. Определение понятия «экосистема». Составные компоненты экосистем; основные факторы, обеспечивающие их существование. Развитие экосистем: сукцессия. Трофические уровни. Первичная продукция – продукция автотрофных организмов. Чистая и валовая продукция. Траты на дыхание. Основные методы оценки первичной продукции. Деструкция органического вещества в экосистеме. Экологическая эффективность «Пирамида продукций» и «пирамида биомасс». Микро- и макроредуценты (консументы Особенности сукцессии наземных экосистем. Водные экосистемы и их основные особенности. Отличия водных элементов экосистем от наземных. Планктон, бентос, нектон. Основные группы продуцентов в водной среде: фитопланктон, макрофиты, перифитон. Роль зоопланктона и бактерий в минерализации органичсекого вещества. Детрит. Вертикальная структура водных экосистем. Биологическая структура океана. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем. Биосфера. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговоротах вещества и энергии. Функциональная целостность биосферы. Почва как компонент биосферы. Происхождение и классификация почв. Разнообразие состава и свойств почв как результат функционирования экосистем и условие их устойчивости. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Преобразующее влияние живого на среду оботания. Эффект самоочищения. Обменные процессы в организмах как ключевой этап биопродуктивности. Биогеохимические функции разных групп организмов. Биоразнообразие как ресурс биосферы. Первичная продукция суши и океана. Потенциальная продуктивность Земли. Распределение солнечной радиации на поверхности Земли. Распределение атмосферы в удержании тепла. Основные этапы эволюции биосферы.

Компетенции:В результате освоения курса студент будет знать: экологические факторы, среды обитания, их характеристику, типы биотических взаимоотношений в природе, понятие экосистем и процессы их развития. На лабораторно-практических занятиях он будет уметь анализировать разнообразные ситуации, оценивая характер биотических отношений, а также состояние экосистем – уровень их развития, деградации или восстановления.

Связь с другими дисциплинами:«учения о биосфере», «Правовые основы природопользования», «экология организмов, «физика», «математика»