Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-005

Содержание дисциплины:Учение о биосфере: основные понятия и определения. Феномен идей В.И. Вернадского. Живое вещество и косное вещество. Системные представления о строении биосферы Земли. Функции живого вещества в биосфере. Процессы передачи вещества и энергии в экосистемах. Фотосинтез: факторы, оказывающие влияние на интенсивность процесса фотосинтеза. Энергетический и материальный баланс биосферы. Круговорот веществ в природе. Роль и место человека в биосфере. Круговорот кислорода, азота и углекислого газа в природе. Озоновый слой, фотохимические процессы в верхних слоях атмосферы, защитные функции озонового слоя, причины его разрушения. Проблемы локального и глобального загрязнения воздуха. Смог. Методы борьбы с загрязнением воздушной среды. Круговорот воды в природе. Уязвимые звенья экологических систем мирового океана. Последствия загрязнения водной среды. Методы диагностики состояния водных экосистем и способы очистки водных систем. Биогеоценоз, экологические системы. Механизмы и условия устойчивого функционирования. Динамика развития популяций живых организмов. Процессы саморегулирования и самоочищения экологических систем. Понятие техносферы. Виды природных ресурсов. Добыча и проблемы рационального использования полезных ископаемых. Водные ресурсы. Проблемы водоснабжения. Предельные концентрации загрязняющих веществ в атмосфере. Экологическая обстановка в районах крупных энергетических объектов. Экологическое воздействие транспортных систем. Экологический мониторинг, как система контроля состояния окружающей природной среды. Примеры рационального природопользования. Эволюция биосферы в условиях антропогенного пресса. Возможности минимизации негативного техногенного воздействия на биосферу Земли. Виды экологического сознания, условия его становления и развития. Понятие ноосферы. Современные концепции взаимодействия общества и природы. Ноосферное мировоззрение – альтернатива потребительскому антропоцентризму. Экологическая доктрина устойчивого развития, возможности ее реализации.

Компетенции:Знать основные положения Учения о биосфере Земли, уметь распознавать системообразующие элементы биосферы, объяснять их взаимосвязи, понимать механизмы устойчивого функционирования и развития биосферы Земли, давать адекватную характеристику компонентов техносферы. Понимать особенности негативного антропогенного влияния на биосферу Земли и особенности экологического сознания человека, условия его становления и развития, уяснить современные концепции устойчивого развития биосферы Земли, возможности становления ноосферы.

Связь с другими дисциплинами:Экология, Учение о гидросфере, Учение об атмосфере, Ботаника), Химия