Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-006

Содержание дисциплины:Прикладная экология - наука о взаимодействии человека и биосферы. Биосфера и место в ней человека. Определение, структура и функционирование биосферы. Понятие о ноосфере. Загрязнение биосферы. Экологический контроль состояния окружающей среды. Мониторинг состояния среды - контроль загрязнений, состояния лесного фонда, водных ресурсов, земельного фонда, санитарно-гигиенический контроль геологической среды, военных объектов и т.д. Популяционный мониторинг модельных видов. Понятие экологической опасности. Диагностика состояния экосистем и здоровья населения. Представление о состоянии экосистем, сложившееся на основе анализа отклонений характерных параметров от нормы в результате различных видов воздействий. Медико-географические и социально-экономические последствия антропогенных воздействий на экосистемы и методы их оценки. Экологическое нормирование в разных природных средах. Экологическое нормирование в правовой базе при управлении использования ресурсов и охраны природы. Глобальные проблемы природопользования. Демографический взрыв, сокращение лесов пахотных земель, рост городов, разрушение природных экосистем, растущие потребности в энергии и пищевых продуктах, нарушения среды обитания в результате техногенеза, другие противоречия во взаимоотношениях природы и общества. Ресурсы биосферы - энергетические, сырьевые, водные, продуктов питания - и пути их рационального использования. Переход от промысла к хозяйствованию, повышение продуктивности агроландшафтов, максимальное использование первичной биологической продукции материков, промышленное культивирование микроорганизмов. Агроэкология - пути сохранения продуктивных почв, интенсивные технологии в сельском хозяйстве, улучшение культивируемых видов, интенсификация животноводства, «зеленая революция», пути наращивания производства пищевых белков. Экологическая оптимизация агроландшафта. Биологические основы рациональной эксплуатации и воспроизводства промысловых животных. Концепция устойчивого развития биосферы. Решения конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) о переходе на концепцию устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений людей. Принятие «концепции» Россией в 1996 г. Стратегия поддержания биологического и ландшафтного разнообразия в Европе. Международное сотрудничество в деле охраны живой природы.

Компетенции:В результате освоения курса студент будет знать: основные закономерности взаимодействия сообществ живых организмов (в том числе и человеческого социума) с природной средой; механизмы функционирования и устойчивости биосферы; особенности воздействия основных загрязнителей на окружающую среду; особенности воздействия разных отраслей хозяйственной деятельности человека на окружающую среду; основные нормативы качества окружающей среды; основные законодательные акты России и международные соглашения; основные пути реализации природоохранной деятельности. На лабораторно-практических занятиях он будет уметь использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду; рассчитывать нормативы образования отходов технологических процессов; заполнять форму экологической отчетности.

Связь с другими дисциплинами:«Общая экология», «учения об атмосфере», «учение о гидросфере», «учения о биосфере», «Основы природопользования», «Правовые основы природопользования».