Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-033

Содержание дисциплины:Основные особенности современного мирового развития. Актуальность комплексного обсуждения проблем развития. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы, роли человека в изменении окружающей среды, и создания концепции устойчивого развития. Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте народонаселения по отношению к росту средств существования, Адама Смита и В.В. Докучаева о роли взаимодействия человека и природы, введение А.И. Воейковым понятия «емкости Земли для человека». Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития. Глобальные модели «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Дж. Форестера, Дениса и Доннелы Медоуз и Римского клуба. Теории устойчивости систем. Типы систем, их структура и возможные траектории развития. Точки бифуркации. Типы устойчивости. Общая схема анализа проблем и возможностей устойчивого развития. Устойчивость природных систем. Внешние факторы устойчивости. Устойчивость Вселенной и солнечной системы, цикличные процессы в космосе. Устойчивость биосферы. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. Угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения. Возможности их прогноза, предупреждения и снижения отрицательных последствий. Антропогенно-природныен факторы возникновения неустойчивости в биосфере. Глобальные и региональные изменения климата. Возможность управлять климатическими изменениями. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Дискуссия о торговле квотами на выброс парниковых газов. Изменение озонового слоя – темпы, причины и следствия. Проблемы снижения биоразнообразия. Социально-экономические проблемы развития. Бедность и неэквивалентность распределения. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Мировая продовольственная проблема. Глобализация. Интеграция и дезинтеграция в современном мире. Проблемы и перспективы устойчивого развития России. Современное развитие России. Обеспечение устойчивого развития России. Стратегические пути развития России, их достоинства и недостатки. Механизмы обеспечения устойчивого развития. Оценка стоимости перехода России на путь устойчивого развития. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.

Компетенции:В результате освоения курса у студента формируется широкий комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем устойчивого развития. Усваиваются теоретические основы концепции устойчивого развития, а также самостоятельно выявляются существенные недостатки в теоретическом обосновании. На семинарских занятиях осваиваются методологические и методические подходы к обсуждению проблем устойчивого развития, формируются навыки содержательного обсуждения проблем.

Связь с другими дисциплинами:«Общая экология», «учения о биосфере», «Правовые основы природопользования», «экология организмов», Глобальные и региональные экологические проблемы, «социальная экология»