Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-016

Содержание дисциплины:Предмет и задачи экологической эпидемиологии. История науки. Экологические заболевания. Основные научные подразделения России по вопросам экологической эпидемиологии. Основные направления экологической эпидемиологии в России и в мире. Схематический спектр биологического ответа населения на воздействие загрязненной окружающей среды. Недостатки системы мониторинга окружающей среды городов России. Здоровье и его факторы. Классификация загрязняющих веществ. Понятия о «классических» и канцерогенных веществах. Соотношение данных о выбросах загрязняющих веществ в воздушный бассейн с данными естественных концентраций. Состояние и перспективы мониторинга атмосферного воздуха. Соотношение нормативов качества атмосферного воздуха в России и за рубежом. Необходимость использования результатов эколого-эпидемиологических исследований при нормировании загрязняющих веществ в воздушной среде. Состояние систем питьевого водоснабжения в России. Гигиенические требования и нормативы качества вод. Оценка загрязнения питьевой воды в городах и сельской местности. Проблемы мониторинга качества питьевой воды. Источники загрязнения почв. Нормативные документы. Химическое загрязнение продуктов питания. Микробное загрязнение продуктов питания. Загрязнение окружающей среды как фактор риска развития эндемического зоба. Организация работ по экологической эпидемиологии в России и в индустриально-развитых странах. Международные программы ВОЗ, ЕС и других организаций по экологической эпидемиологии. Основные виды эколого-эпидемиологических работ. Методы статистической обработки. Понятия относительного и атрибутивного риска. Новые эколого-эпидемиологические технологии и новые проблемы экологической эпидемиологии. Первичная и вторичная гипотезы. Понятие правдоподобия. Биологическое и географическое правдоподобие. Критерии Хилла (сила, постоянство, специфичность, временной фактор, вероятность, согласованность, эксперимент, аналогия), применяемые для оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения и их использование в практической деятельности. «Мешающие» факторы и методы их учета. Тесты экспозиции, маркеры эффекта и маркеры восприимчивости. Достоинства и недостатки биомониторинга. Понятие физиологического уровня по отдельным веществам. Влияние загрязнения окружающей среды на смертность населения. Загрязнение окружающей среды и злокачественные новообразования. Основные понятия репродуктологии и репродуктивного здоровья. Биогеохимические провинции. Микроэлементозы. Международная программа по химической безопасности. Информационные базы данных в России. Российский регистр потенциально опасных химических веществ. Супертоксиканты: общее представление. Основные источники загрязнения супертоксикантами. Эколого-эпидемиологические свойства свинца. Эколого-эпидемиологические свойства ртути. Эколого-эпидемиологические свойства кадмия. Эколого-эпидемиологические свойства никеля. Эколого-эпидемиологические свойства мышьяка. Эколого-эпидемиологические свойства диоксинов. Основные этапы оценки риска. Оценка воздействия: качество окружающей среды, оценка путей поступления. Зависимости типа доза-эффект. Понятия пороговости и беспороговости. Установление безопасных уровней воздействия. Характеристика риска для канцерогенных и неканцерогенных веществ. Передача и распространение информации и риска. Управление риском.

Компетенции:В процессе обучения студенты должны изучить основные закономерности экологической эпидемиологии. Студенты должны знать достижения науки и техники в области эколого-эпидемиологических технологий, иметь опыт в оценке степени риска для здоровья при воздействии загрязненной окружающей среды.

Связь с другими дисциплинами:Экология, Химия, Медицина, Учение о биосфере, Математика