Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.26-027

Содержание дисциплины:место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов, взаимодействия биоты и косного вещества: состав воздуха, воды, происхождение почвы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Эври- и стенобионты. Правила и законы о вазимодействии организмов и среды. Закон минимума Ю.Либиха, закон толерантности В. Шелфорда. Среды жизни. Водная, наземно-воздушная среды. Почва и другие организмы как среды обитания. Особенности. Адаптации организмов к жизни в разных средах. Популяции как элемент экосистемы. Разнообразие и классификация популяций. Типы популяций. Биологический полиморфизм. Биологические расы. Структура популяций. Типы экологических стратегий. r- и К- отбор. Методы оценки численности и плотности популяции. Биоценозы (сообщества), их таксономический состав и функциональная структура. Типы взаимоотношения между организмами: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, биотрофия (хищничество в широком смысле слова). Межвидовая конкуренция. Конкуренция и распространение видов в природе. Отношения «хищник – жертва». Функционирование биоценозов. Поток энергии в сообществе. Трофические связи. Трофические уровни. Продуценты, консументы первого, второго, третьего порядка. Трофические цепи. Пастбищные (цепи выедания), детритные (цепи разложения). Биологическая продуктивность экосистем. Правила пирамид. Пирамида продукции, пирамида биомасс, пирамида чисел. Динамика биогеоценозов. Сукцессии. Развитие биоценозов. Пионерные группировки и сообщества, временные и постоянные, или коренные, биоценозы. Последовательная смена биоценозов – сукцессионный ряд. Первичные и вторичные сукцессии. Общие закономерности сукцессий. Определение понятия «экосистема». Составные компоненты экосистем; основные факторы, обеспечивающие их существование. Развитие экосистем: сукцессия. Трофические уровни. Биосфера. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговоротах вещества и энергии. Функциональная целостность биосферы. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Преобразующее влияние живого на среду оботания. Эффект самоочищения. Обменные процессы в организмах как ключевой этап биопродуктивности. Биогеохимические функции разных групп организмов. Биоразнообразие как ресурс биосферы. Первичная продукция суши и океана. Потенциальная продуктивность Земли. Распределение солнечной радиации на поверхности Земли. Распределение атмосферы в удержании тепла. Основные этапы эволюции биосферы. Глобальные экологические проблемы. Прогнозы будущего биосферы. Заболеваемость населения в связи с изменением природных экосистем.

Компетенции:В результате освоения курса студент будет знать: экологические факторы, среды обитания, их характеристику, типы биотических взаимоотношений в природе, понятие экосистем и процессы их развития, причины и последствия глобальных экологических проблем. На лабораторно-практических занятиях он будет уметь анализировать разнообразные ситуации, оценивая характер биотических отношений, а также состояние экосистем – уровень их развития, деградации или восстановления.

Связь с другими дисциплинами:«учения о биосфере», «Правовые основы природопользования».