Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.25-017

Содержание дисциплины:Методика обучения географии как частная дидактика. Предмет изучения методики. Важнейшие проблемы исследования. Методы и логика исследования в методике обучения географии. Теоретические и эмпирические методы. Логика методического исследования, его главные этапы, обработка результатов исследования. Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе и вне его. История методики обучения географии. Цели изучения истории развития школьной географии и методики; основные факторы, определяющие их развитие. История развития методики обучения географии в России. Современный этап развития методической науки. Концепции модернизации содержания и структуры школьной географии. Цели, содержание и структура базового школьного географического образования. Дифференцированное изучение географии на старшей ступени общеобразовательной школы. Содержание элективных курсов. Уникальность географического образования. Географическая культура - составная часть общечеловеческой культуры. Социально-политические, экологические и экономические аспекты географического образования учащихся. Практическая и прикладная направленность обучения географии. Реализация краеведческого принципа. Государственный образовательный стандарт общего образования по географии. Федеральный и региональный компонент. Место географии в базисном учебном плане средней общеобразовательной школы. Четыре дидактических компонента содержания образования. Структура школьного географического образования. Технология обучения географии в общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях. Психолого-педагогические основы обучения географии. Психологические концепции обучения и их отражение в учебном процессе. Реализация дидактической теории процесса обучения И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина в практической деятельности учителя географии. Классификации методов обучения географии. Уровни усвоения знаний и развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников. Проблемное обучение. Многообразие средств обучения географии. Связь средств обучения с содержанием и методами обучения. Материальная база обучения географии. Учебник географии и географическая карта - главные компоненты комплекса средств обучения. Наглядные средства обучения. Новые средства обучения географии. Формы организации обучения географии: урок, наблюдения, практические работы на местности, экскурсии. Методика формирования основных систем знаний. Методика изучения курса школьной географии на разных ступенях образования. Особенности методики изучения отдельных курсов географии в школах разного типа. Методика изучения курсов региональной географии. Внеклассная работа по географии. Цели, содержание, связь с учебной работой. Основные направления внеклассной работы. Социально значимая деятельность учащихся во внеклассной работе по географии.

Компетенции:Владение понятийным аппаратом дисциплины. Знание места методики обучения географии в системе педагогических наук, методов ее исследования и практическое значение; цели школьной географии; место и значение географии в учебных планах разных типов школ; содержание и структуру базового уровня географического образования; системы формируемых в школе знаний и умений; современные требования к организации познавательной учебной деятельности детей; систему традиционных и новых средств обучения географии; их функции и дидактические особенности каждого вида этих средств; построение, содержание и методический аппарат современных учебников географии, атласов, справочников; значение аэро- и космоснимков для обучения предмету; особенности и тенденции развития современного урока географии, формы организации учебной деятельности детей на уроке. Уметь опираться на теоретические, психолого-педагогические и методические знания при решении практических учебно-воспитательных задач; при планировании и осуществлении учебного процесса ориентироваться на личность ребенка, его мотивы, познавательные интересы и способности. Вносить в содержание обучения коррективы, отражающие события современной жизни, особенности местной географии, условия обучения в классе. Планировать учебный процесс исходя из поставленных целей темы или урока, прогнозировать познавательную деятельность учеников; органически соединять обучение географии с жизнью, обсуждать на уроках актуальные события внутренней и внешней жизни; выбирать учебник из нескольких параллельных и рационально использовать его в учебном процессе.

Связь с другими дисциплинами:«Педагогика», «Психология», «Активные формы обучения географии», «География в условиях вариативности», «Внеклассная работа по географии», «Инновационные технологии обучения географии» и все географические дисциплины.