Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.25-015

Содержание дисциплины:Объект и предмет физической географии, система физико-географических наук. Земля во вселенной: форма, размеры, движение Земли и их географические следствия. Внутреннее строение и происхождение Земли. Гравитационное и магнитное поля Земли. Атмосфера, ее состав и строение. Процессы, происходящие в атмосфере: распределение радиации, температуры, влажности, давления. Понятие о погоде. Общая циркуляция атмосферы и климаты Земли. Гидросфера и ее строение. Мировой океан, его особенности, виды движения воды в океане, циркуляция вод. Единая система «океан-атмосфера». Водные объекты суши: подземные воды, реки, озера, ледники, болота. Рельеф Земли. Понятие о геоморфогенезе. Эндогенные и экзогенные: флювиальные, гляциальные, мерзлотные, карстовые, эоловые, прибрежно-морские, биогенные процессы рельефообразования. Единство эндогенных и экзогенных факторов рельефообразования. Основные типы геотектур, морфоструктур и морфоскульптур. Общие закономерности формирования рельефа Земли. Влияние рельефа на глобальный, региональный и местный процессы перераспределения тепла и влаги. Биосфера, ее границы, состав и строение. Зарождение жизни на Земле и причины ее быстрого распространения. Роль живого вещества в развитии атмосферы, литосферы и гидросферы. Биологический круговорот вещества и энергии. Форма организации живого вещества. Географическая оболочка, ее границы, строение, качественное своеобразие, основные этапы развития. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность, азональность, полярная асимметрия. Дифференциация географической оболочки на природные комплексы и ее причины. Природные комплексы как системы. Понятие о ландшафтах. Иерархия природных комплексов. Картографирование природных комплексов. Физико-географическое районирование. Методы прогноза развития природных комплексов. Географическая среда и общество, роль географической среды в его развитии, влияние общества на географическую среду. Антропогенные природные комплексы и их классификация. Экологические проблемы человечества в эпоху НТР. Понятие о ноосфере. История развития географической оболочки и ее составляющих: развитие атмосферы и глобальные изменения климатов Земли: развитие гидросферы; развитие литосферы и рельефа Земли; развитие биосферы и выход ее в ноосферу. Четвертичная история Земли. История развития и современное состояние физической географии, содержание физико-географических теоретических и прикладных исследований на современном этапе. Методы физико-географических исследований.

Компетенции:Владеть понятийным аппаратом дисциплины. Знать место Общего землеведения в системе географических наук, объект и предмет общего землеведения. Иметь представление о географических закономерностях, о истории развития географической оболочки Земли. Знать состав, строение, особенности развития и функционирования всех оболочек Земли: атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Владеть методами физико-географических исследований.

Связь с другими дисциплинами:Ландшафтоведение, геология, география почв с основами почвоведения, биогеография, физическая география материков и океанов, учение о гидросфере, учение об атмосфере.