Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.10-006

Содержание дисциплины:

учебная программа является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы.

Общая педагогика. Введение в педагогическую профессию. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Концепции народности воспитания. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Связь образования, самообразования и взаимообучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Личностный подход в воспитании. Воспитание как самоопределение личности в культуре. Воспитание как фактор интегрирования личности в мировую культуру. Понятие о воспитательных системах. Задачи, содержание и результат воспитания. Методы воспитания и их классификация. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

История педагогики (общей и дошкольной). Предмет, задачи, хронология истории педагогики; воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций; просвещение в Западной Европе периода Средневековья. Концепции всестороннего развития человека: возникновение идеи всеобщего воспитания и обучения; педагогическая теория и практика в эпоху Просвещения; теория естественного воспитания; теории и системы первоначального воспитания и обучения детей в XIX веке; общественные воспитательные учреждения для маленьких детей; реформаторская педагогика конца XIX - начала XX века. Зарубежная педагогика, школа и дошкольные учреждения XX века; древнерусская культура и народная педагогика; влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России; просветительные реформы XVIII века; реформы образования XIX века; идея народности в воспитании; практика дошкольного воспитания; теории семейного воспитания; школа и дошкольные учреждения в России конца ХIХ - начала XX века; основные принципы единой трудовой школы; содержание, формы, методы обучения, воспитания в советской школе и детском саду; подготовка педагогических кадров; исследования проблем воспитания и обучения; направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны. Практический материал состоит из семинарских и лабораторных занятий. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности студентов путем проведения зачета.

Компетенции:

знание теоретических основ педагогики, методов воспитания и истории педагогики; а также умения: диагностики, прогнозирования, контроля и оценки, проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса и собственной деятельности, решения педагогических задач, самостоятельного осмысления педагогических ситуаций, восприятия педагогических инноваций.

Связь с другими дисциплинами:

«Психология», «Анатомия», «Педагогика».