Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.23-050

Содержание дисциплины:Специальная педагогика – учебный предмет, входящий в блок дисциплин предметной подготовки студентов специальности «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Основное назначение дисциплины – подготовить студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющими особые образовательные потребности. Программа включает теоретические (лекционные, семинарские) занятия и выполнение практических заданий. Теоретическая часть направлена на освоение вопросов истории становления и развития отношения к людям с ограниченными возможностями, достижений отечественной специальной педагогики и перспектив ее развития. Центральное место занимают общие основы специального образования: основные принципы, содержание, методы, формы организации и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Выделяются такие главные направления коррекционной и реабилитационной деятельности как социально-педагогическая помощь, школьная система образования, воспитания лиц с различными недостатками, трудовое обучение, профобразование и профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Подробно рассматриваются предметные области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В практическую часть включена работа с научной литературой по отдельным проблемам специального образования, с правовыми документами, гарантирующими возможности и способы оказания социально-педагогической помощи в получении образования разного уровня, а также знакомство с системой специального образования, отдельными образовательными учреждениями, их нормативными документами. Предполагается посещение некоторых учреждений данного вида, целью которых является знакомство с профессиональной деятельностью специальных педагогов-дефектологов, с новыми формами коррекционной и реабилитационной помощи. Для итоговой оценки уровня усвоения программы разработаны теоретические вопросы, тестовые задания, тематика реферативных, контрольных и курсовых работ, вопросы для подготовки к экзамену.

Компетенции:знание предмета, задач и места специальной педагогики в системе наук, ее предметных областей; истории становления и развития национальных систем специального образования современной системы специальных коррекционно-реабилитационных и образовательных услуг; знание основных категорий специальной педагогики и законодательных документов, определяющих основные права детей и инвалидов; понимание особенностей и специфики коррекционной педагогической помощи и образования детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственного развития, речи, коммуникативной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер; умение опираться в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, на теоретические, психолого-педагогические знания при решении учебно-воспитательных задач; умение осуществлять всестороннее развитие детей, имеющих отклонения в развитии, с учетом их дефектов, организовывать их учебную и внеучебную деятельность.

Связь с другими дисциплинами:«Отечественная история», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Социология», «Психология развития», «Социальная защита инвалидов», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Специальная психология», «Общая патология», «Частная патология», «Физическая реабилитация», «Теория и методика физической культуры», «Теория и организация адаптивной физической культуры».