Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.07-035

Содержание дисциплины:Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста является одной из веду¬щих на факультете дошкольного воспитания. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные блоки. Теоретический материал представлен в виде лекционного курса по темам: Предмет и задачи курса. Значение изучения педиатрии и ги¬гиены детей дошкольного возраста для работников дошкольных учреждений. Методы исследования. Охрана материнства и детства в России. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Учет анатомо-физиологических особенно¬стей и состояния здоровья детей при построении и соблюдении режима дня в дошкольных учреждениях. Понятие о тренирую¬щем и щадящем режиме дня. Гигиена игровой деятельности. Значение игр для физиче¬ского и психического развития детей, укрепления их здоровья. Виды игр в раннем и дошкольном возрасте. Гигиена трудовой деятельности. Физиолого-гигиеническое значение трудового воспитания и обучения детей раннего и до¬школьного возраста. Гигиенические требования к планированию и организации трудовой деятельности. Гигиенические требования к организации прогулок и экс¬курсий. Влияние открытого воздуха в сочетании с оптимальной двигательной активностью на функциональное состояние, по¬вышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, рост и развитие детей. Рациональная организация сна. Физиологическая сущность и значение сна. Гигиенические требования к организации сна в дошкольных учреждениях и семье. Роль воспитателей в орга¬низации сна. Продолжительность дневного и ночного сна в за¬висимости от возраста и состояния здоровья детей. Основы рационального питания. Понятие о рациональном питании, его особенностях у детей. Гигиена физического воспитания детей. Принципы организации двигательной активности. Гигиенические требования к содержанию и структуре физ¬культурных занятий. Гигиенические требования к местам проведения занятий, оборудованию и инвентарю. Организация системы закаливания в дошкольных учрежде¬ниях. Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма. Гигиена белья, одежды и обуви детей. Функции одежды. Теплопроводность, гигроскопичность, воздухо- и водо¬проницаемость различных тканей, изменение этих свойств при загрязнении, стирке и глажении тканей. Медико-педагогический контроль за организацией физическо¬го воспитания. Организация медико-педагогического контроля на занятиях по физическому воспитанию. Понятие о здоровом и больном организме. Определению понятия «здоровье». Комплексная оценка со¬стояния здоровья. Инфекционные заболевания и их профилактика. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей. Заболевания с воздушно-капельным механизмом передачи. Скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха, менингококковый менингит. Значе¬ние прививок в профилактике «детских» инфекций. Острые респираторные инфекции (ОРВИ), грипп. Туберкулез. Кишечные инфекции у детей. Дизентерия, сальмонеллезы, брюшной тиф, паратифы, инфекционный гепатит (вирусный гепатит А), полиомиелит, пищевые токсикоинфекции, ботулизм. Инфекции с парентеральным механизмом передачи. Сывороточный гепатит (вирусный гепатит В), СПИД. Этиология, клиника, профилактика. Детские болезни и их профилактика. Болезни органов дыхания и их профилактика. Аллергические состояния. Болезни крови и сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилак¬тика. Врожденные дефекты развития опорно-двигательного ап¬парата. Болезни и гигиена мочеполовой системы. Заболевания почек (пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит). Болезни мочевыводящих путей (цистит, вульвовагинит). Эндокринные заболевания. Сахарный диабет. Причины. Те¬чение болезни. Гипер- и гипогликемическая кома. Кожные болезни и их профилактика. Неинфекционные забо¬левания кожи. Потница, опрелость. Инфекционные заболевания кожи. Гигиеническое воспитание и обучение детей.

Компетенции:Студенты должны знать: возрастные особенности детей разного возраста; гигиенические особенности бедренных органов и систем, гигиенические основы питания детей разного возраста. Уметь: пользоваться научно-обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации всех составляющих учебно-воспитательного процесса: режима занятий и отдыха, питания детей, оборудования, планировки и благоустройства детских учреждений; осуществлять разработку мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний среди детей; владеть определенным объемом медико-педагогических знаний для осуществления современного медико-педагогического подхода к проблемам воспитания и обучения; создавать соответствующие условия для восстановления здоровья и развития детей, имеющих различные функциональные отклонения, перенесших острое заболевание или страдающих хроническими болезнями.

Связь с другими дисциплинами:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия и физиология».