Содержание дисциплины:
Дисциплина имеет ярко выраженный фундаментальный характер и нацелена на формирование теоретико-методологической культуры будущего учителя. Преимущественное внимание уделяется анализу опыта различных научных школ, изучению исследований отдельных ученых, внесших большой вклад в разработку естественных наук. Объективное изложение сущности научных школ предполагает как их критику, так и указание на их положительные тенденции, развитые современными учеными. При этом выявляются возможности использования ранее созданных научных концепций в новых условиях в качестве методологических принципов и приемов исследования.
Предлагаемая дисциплина способствует формированию у магистрантов комплексного представления о методологии исследований в области естественнонаучного образования. Она помогает будущим педагогам сориентироваться в сложном многообразии методов, используемых в практике научных исследований, а также выбрать из этого арсенала оптимальный набор необходимых методических инструментов в контексте реальной практической задачи.
Задачи курса: дать общее представление о науке как виде духовной деятельности и социальном институте.
1. Охарактеризовать основные периоды в развитии науки.
2. Представить картину современных дискуссий по проблемам науки.
3. Охарактеризовать главные черты постнеклассической науки.
4. Изучить структуру научного знания и методологию научного исследования.
Методологической основой курса является ориентация на принцип проблемного анализа, способствующего выявлению раскрытию ключевых вопросов развития научного знания.
Компетенции:
Связь с другими дисциплинами: Изучение курса связано с усвоением ряда смежных дисциплин: «Философия и методологии науки», «История и философия науки», «История философии».