Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.02-029

Содержание дисциплины:Дисциплина гуманитарного образовательного цикла, блока дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом. Включает в себя теоретический раздел (представлен в виде лекционного курса) и контрольный учебный раздел. Теоретический материал представлен следующими темами: Философия древнего Востока. Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь. Умопостижение: его пределы и методы. Человек в философии и культуре Древнего Востока. Средневековая философия Индии. «Средневековье» в Индии. Школы и наставники. Индия глазами европейского схоласта. Конечное благо: цели и средства. Дискуссии гносеологов и логиков. Множественность и монистичность духовного начала: санкхья-йога, ньяя-вайшешика, миманса и джайнизм, веданта. Средневековая философия Китая. Проблемы хронологизации китайского средневековья. От древности к средневековью: два типа умозрения. Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун. «Смутное время» и появление неодаосизма. Буддизм в Китае и китаизация буддизма. Неоконфуцианство и Чжу Си. Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время. Арабо-исламская философия в средние века. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью. Проблема единства бытия. Проблема творения. Бытие и небытие. Вера в разум. Наука логики. Учение о разуме. Деятельный разум. Разумная душа – ее смертность и бессмертие. Связь философии с практической деятельностью. Опыт как элемент знания. Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм. Социально-политические и этические учения. Философия зарубежного Востока ХХ века. Культурный нигилизм философов-модернистов. Синтез Востока и Запада. Влияние протестантской парадигмы. Переосмысление соотношения бога и человека. Проблема свободы воли. Реформаторское понимание добра и зла. Вера и знание, религия и наука. Поиск пути развития. Религиозно-философское «возрожденчество». Японский вариант «протестантизма». «Ненасильственная цивилизация» Махатмы Ганди.

Компетенции:Студент должен: иметь представление о предметной области истории восточной философии и современных дискуссиях о предмете и методе изучения традиции восточной духовно-интеллектуальной культуры; иметь целостное представление об общих закономерностях и специфических феноменах философско-культурного развития стран Востока; обладать навыками работы с источниками, раскрывающими многообразие философских подходов в странах Востока; владеть категориально-понятийным аппаратом, связанным с изучением истории восточной философии; знать основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях изучения философии Востока; быть знакомым с современными концепциями изучения духовно-интеллектуальной традиции Востока; профессионально ориентироваться в исторически и этнокультурно разнообразных проявлениях восточных религий; обладать знаниями, необходимыми для экспертной оценки нетипичных для российской историко-культурной среды проявлений философских истолкований восточных (в первую очередь, китайской и индийской) традиций.

Связь с другими дисциплинами:«История религий», «Философия», «Культурология», «Всеобщая история», «Политология»