Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ


УД-04.09-012

Содержание дисциплины:Формирование японской культуры: Культура Дзёмон. Культура Яёй. Ямато - культура копий и мечей. Дзимму-тэнно. Культура Кофун. Ханива. Святилище в Исэ и его планировка (Найку и Гэку). Эпоха Асука: Китай как образец для подражания. Строительство столицы по типу Лояна. Традиции и новации. Скульптура-Триада из кондо Хорюдзи. Эпоха Нара: Распространение буддизма. Храмовый комплекс и его структура (кондо, то, тюмон). Тодайдзи. Триада Якуси Нёрай. Вайрочана Тодайдзи. Портретная скульптура - Гандзин из Тосёдайдзи. Литература - Кодзики. Нихонги. Фудоки. Танка. Манъесю. Бугаку и начало театра. Эпоха Хэйан-кё: Категории хэйанской эстетики – моно-но аварэ, саби, ваби. Китайское влияние на культуру и его ослабление после 907 г. Куртуазная лирика. Поэтические турниры при дворе. Новые тенденции в литературе. Ники (дневники), дзуйхицу (эссе), моногатари (роман). Ки-но Цураюки. Мурасаки Сикибу. Сэй Сёнагон. Оно-но Комати. Имаэ ута. Азбука кана. Живопись ямато-э. Макимоно, эмакимоно. Живопись и каллиграфия. Иллюстрации к Гэндзи моногатари. Архитектура и природный ландшафт. Принцип мономанэ (подражание природе). Горные монастыри, Энрякудзи, Дайгодзи. Ицукусима. Дворцовый комплекс в Хэйяне. Храм Феникса и его росписи. Эпоха Камакура: Самураи и формирование этики воина (Хагакурё). Китайское влияние в архитектуре (кара-ё), живописи (канга), поэзии (канси), парковом искусстве (сухой сад кара сансуй). Сады мхов в Сайходзи и Тэнрюдзи. Новации и традиции в живописи нисээ (картины подражания), парадный портрет, батальный жанр, иллюстрация. Монохромный стиль. Новая эстетика - принцип югэн. Поэзия Сайгё. Эпоха Муромати: Контакты с Китаем и Кореей. Город как центр культуры. Дзэнские традиции в культуре. Эстетика, репертуар, стилистика театра Ноо. Монохромный пейзаж. Эстетика фурю. Ансамбли Кинкакудзи и Гинкакудзи. Эстетика дзэнского сада. Чайная церемония. Тясицу и чайный сад. Начало замкового строительства и формирование школы Кано. Кано Масанобу и Кано Эйтоку. Оружейное дело (школа Гото). Эпоха Адзути-Момояма: Замковое строительство. Адзути, Мацумото, Кумамото. Осака, Эдо. Формирование городской культуры. Секуляризация культуры. Намбан. Книгопечатание, переводы. Начало формирования театра Кабуки. \"Веселые кварталы\" Эпоха Эдо: Развитие культуры в условиях самоизоляции страны. Оружейное дело. Архитектура - Кацура рикю, дворец Нидзё. Ансамбль в Никко. Театр: Гагаку. Ноо. Кабуки. Дзёрури. Поэзия хокку. Мацуо Басё. Живопись: школы Кано, Нанга. Маруяма-Сидзё. Монохромная живопись школ Ункоку и Хасэгава. Хасэгава Тохаку. Таварая Сотацу. Огата Корин. Еса Бусон. Огата Кэндзан. Влияние западноевропейской живописи. Хисикава Моронобу и гравюра укиё-э. Утамаро, Хокусай, Хиросигэ. Скульптура Энку. Прикладное искусство. Нэцке. Японская культура: вековые традиции в контексте современности.

Компетенции:В процессе изучения курса студентам должны: овладеть общими представлениями о процессе формирования, основных компонентах и этапах развития культуры традиционной Японии; понимать степень влияние внешних контактов на формирование культуры Японии и знать присущую ей специфику; выявить характерные для Японии этические и эстетические представления; овладеть ключевыми терминами, понятиями; ознакомиться с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств.

Связь с другими дисциплинами:Изучение данного курса предваряется изучением курсов История стран Востока, истории религии, культурологии, философии, социальной психологией, этикой, что обеспечивает необходимую преемственность тематики и проблематики читаемого курса и способствует более углубленному усвоению истории Японии.