4 октября 2020

Август 2020 года наградил меня необычным путешествием по Республике Алтай и Алтайскому краю. Необычным – потому что путешествовала я на мотоцикле, являлась пассажиром.

В столицу Сибири я прилетела на самолете из Владивостока. Переночевав, мы с водителем мотоцикла выехали из Новосибирска. Миновали дамбу Обского водохранилища, или, как его называют местные жители, Обского моря, и устремились в юго-восточном направлении по трассе Р-256 «Чуйский Тракт».


Дамба Обского водохранилища

Через сто с небольшим километров скоростного шоссе достигла границы Новосибирской области и Алтайского Края.


Граница Алтайского края

Ландшафт резко изменился. Хвойный лес сменили поля и бескрайние просторы. Переночевали у друзей, недалеко от столицы Алтайского края – города Барнаула.


Просторы Алтайского края

На следующий день мы продолжили путь по Чуйскому тракту, мимо Бийска к границе Алтайского края и Республики Алтай. И снова – резкая смена ландшафтов. Дорога стала петлять вдоль реки Катунь, а горная местность радовала глаз.


Граница Республики Алтай

Столица Республики Алтай – Горно-Алтайск – находится в десяти километрах от границы с Алтайским краем, там и было решено переночевать. Новый день начался с посещения зимнего горнолыжного курорта «Манжерок». Поднялись по канатной дороге, с которой открывается потрясающий вид на долину реки Катунь, на гору Малая Синюха, высота которой 1200 м над уровнем моря. Именно на ней обитает прародительница края – Алтын-Ай («золотая баба»), которой до сих пор поклоняются местные жители.


Канатная дорога

На вершине горы Синюха

Вид с трассы на р. Катунь

Спустившись с горы, мы продолжили путь на мотоцикле по Чуйскому тракту, где за каждым поворотом открывались всё новые, завораживающие виды на лазурную Катунь и склоны гор, подпирающие её берега.


Рыбалка на Катуни

Доехав до посёлка Усть-Сема, мы попрощались на время с Катунью, так как дальше Чуйский тракт проходит вдоль реки Семы, впадающей в Катунь. Дорога вдоль Семы не такая извилистая, но чувствуется постоянный равномерный подъем. Становится заметно прохладнее, хотя погода всё такая же ясная. И вот мы уже на верхней точке Семинского перевала высотой 1717 метров: подъём протяженностью 9 км, спуск – 11 км. Особенно красивых видов нет, потому что межгорная седловина, по которой проходит дорога, очень пологая.


Межгорная седловина Семинского перевала

Спуск с перевала такой же ровный и пологий, как и подъём. Далее, по дороге вдоль горных ручьев и небольших речушек, встречаются несколько посёлков. Проехав ещё около тридцати километров, мы подъезжаем к одному из самых серпантинных и живописных перевалов – Чике-Таман («плоская подошва»), с которого, по словам бывалых туристов, и начинается настоящий Горный Алтай.

Высота перевала Чике-Таман 1295 метров, протяженность 11 км, 4 км – это подъём и 7 км – спуск. Набор высоты очень резкий, дорога стремительно превращается в серпантин, лихо закручиваясь наверх, а затем стремительно раскручиваясь вниз. С одной стороны дороги – скала, с другой – крутой обрыв. Захватывает дух от красоты природы и опасности этого перевала. В верхней точке есть смотровая площадка и небольшой рынок, где жители окрестных сел предлагают туристам сувениры с местным колоритом: чаи и сборы горных алтайских трав, алтайский мёд. Со смотровой площадки открывается завораживающий вид на близлежащие горы и на серпантин уходящей вниз дороги.


Перевал Чике-Таман

Дальше дорога становится более извилистой, да и окружающие горы становятся выше, с более крутыми склонами. Вскоре дорога возвращает нас к красивейшей реке Катунь. Здесь нас ждёт встреча с ещё одной природной достопримечательностью – Чуй-Оозы (слияние рек Чуя и Катунь). Это место для алтайцев священное, здесь чистые воды Катуни принимают в себя мутно-белёсые воды Чуи.


Слияние рек Чуи и Катуни

Налюбовавшись вдоволь красивейшими видами Чуй-Оозы, продолжаем своё увлекательное мотопутешествие вдоль реки Чуя, от которой собственно и берёт своё название Чуйский тракт.

Проехав совсем немного, останавливаемся осмотреть археологический памятник – урочище Калбак-Таш. Это один из самых известных комплексов наскальной живописи Горного Алтая, здесь около 3000 изображений, возраст которых оценивается в 2,5–8 тысяч лет. Музей под открытым небом. Около двух часов ходим по небольшому отрогу склона, и любуемся удивительным образом сохранившимися до наших дней петроглифами, искусно сотворёнными древними жителями этих красивейших мест.




Археологический памятник Калбак-Таш

Едем дальше. Через некоторое время перед нами вырастает скала белого цвета, дорога теснится к горе. Это Ак-Бом («белый бом»), очень красивый природный памятник. Останавливаемся набрать ледяной, чистейшей воды из горного родника, вытекающего из подножья Ак-Бома.


Гора Ак-Бом

Дорога огибает скалу, и мы выезжаем к памятнику строителям Чуйского тракта, здесь же установлен указатель расстояний до разных городов России.


Указатель расстояний

Солнце близится к закату, решаем остановиться на ночлег в деревне Ак-Таш, проехали за день немного, но день был очень насыщенный.

Утром продолжаем путь на север от Чуйского тракта, чтобы увидеть ещё одну достопримечательность – Красные ворота. Они находятся в 15 км от Ак-Таша, ехать нужно по гравийной дороге в узком ущелье, по дну которого протекает горная речка Чибитка. Место красивое, проход между скалами и мост через реку – в одном месте.


Горное ущелье и река Чибитка

Возвращаемся на Чуйский тракт и едем дальше извилистой, горной дорогой. Миновав очередной поворот, неожиданно въезжаем в долину, окруженную белоснежными вершинами, упирающимися в облака.


Белоснежные вершины Алтая

Так вот она какая – Курайская степь. Долина расположена на высоте 1500–1600 метров над уровнем моря. Равнина шириной около 20 км, напоминающая пустынные просторы. Здесь практически нет растительности.


Курайская степь

Налюбовавшись видами горы Актру («Белый дом») высотой 4000 м, едем по совершенно прямой дороге, проложенной посредине этой уникальной долины, и выезжаем к деревне Кош-Агач («Два дерева»). Но если когда-то эти два дерева здесь и были, то сейчас их нет. Удивляет, что вся деревня просматривается насквозь, ни одного дерева или кустарника!


Деревня Кош-Агач

Заселяемся в гостиницу и проводим в Кош-Агаче весь следующий день, любуясь красотами высокогорной степи. До границы с Монголией всего 50 км. Прогноз погоды не радует, периодически идут дожди.


Лавируем между дождями

Через день отправляемся в обратный путь. Едем той же дорогой, практически нигде не останавливаясь. По пути попадаем под дождь, к вечеру, промокшие и замерзшие, останавливаемся на ночлег в деревне Шебалино, в 120 км от Горно-Алтайска. На следующий день доезжаем до Барнаула. В планах на завтра – проехать 500 км до озера Яровое, близ Славгорода. Дорога уже знакомая, машин почти нет, кругом поля подсолнечника, гречихи и прочих сельскохозяйственных культур.


Поля подсолнечника

К вечеру добираемся до целебного, солёного озера Яровое, в котором единственные обитатели – миллионы мизерных рачков, делающих это озеро целебным. Концентрация солей здесь больше, чем в океане, вследствие чего озеро выталкивает своими солями, так что плавать в нем невозможно!

Узнав, что в 40 км от Ярового есть «розовое» озеро Бурсоль, направляемся туда. Озеро известно тем, что является крупнейшим в Западной Сибири месторождением поваренной соли. В солнечную ясную погоду оно становится розовым, посредством преломления света. Удивительным было видеть, как каждые 15 минут вагончики ходят по проложенной по дну озера железной дороге, будто летая над ним. Длина озера около 8 км, ширина 6,5 км, средняя глубина 1 м. Плотность солёной воды в озере выше, чем в Мёртвом море, утонуть в нём невозможно. Дно покрыто только солью, напоминающей морской песок. Купаемся и наслаждаемся удивительным природным чудом.


Соленые озера Алтая

Через три дня мы благополучно вернулись в Новосибирск, а потом и домой, в Приморье. Это удивительное путешествие по Алтаю останется в моём сердце навсегда!


Серафима Перелыгина,
студентка группы Б2403,
ОП «География»

Фото из семейного альбома