Использование системно-деятельностного похода в преподавании учебной дисциплины «Демография» предусматривает широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.В качестве формы организации самостоятельной работы студентов активно применялись дебаты. Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебного материала для учащихся. Наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.
Являясь педагогической технологией, дебаты выступают эффективным средством формирования и развития следующих компетенций у студентов-социологов:
- - Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- - Готовность к работе в коллективе;
- - Способность анализировать актуальные социально-демографические проблемы и процессы;
- - Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией.
Дебаты у студентов-социологов второго курса проводятся уже в третий раз – до этого в формате дебатов были рассмотрены такие актуальные темы демографии как «Сожительство как форма брака» (октябрь) и «Внебрачное материнство» (ноябрь).
Темы были подобраны в соответствии с изучаемой дисциплиной, и если в качестве предмета демографии выступает воспроизводство населения, то студентам было необходимо аргументировано защитить свою позицию именно в рамках данного предмета.
22 декабря в рамках курса «Демография» у студентов-социологов 2 курса прошли очередные дебаты, посвященные такой актуальной теме как внебрачное отцовство. В отличие от предыдущих тем, феномен «внебрачное отцовство» носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается такими науками как социология, демография, психология и педагогика.
В ходе занятия две команды студентов в процессе своих выступлений и перекрестных вопросов старались наиболее доказательно представить свою позицию – за или против обсуждаемого явления. Аргументированность выступлений оценивало специальное жюри, состоящее из четырех студентов и двух специально приглашенных преподавателей – преподавателя математики А.С. Лосева и преподавателя государственного и муниципального управления Я.Н. Попова.
Не смотря на то, что проблема внебрачного отцовства слабо освещена в литературе (специализированная статистика по данному вопросу не ведется) и рассматривается в основном в социально-психологических дисциплинах, командам удалось подобрать достаточно разнообразную аргументацию.
Так, команда, защищающая позицию «За», отметила, что внебрачное отцовство (как, впрочем, отцовство в целом) делает мужчину менее агрессивным и неявно заставляет заботиться о своем здоровье, что может приводить, в конечном счете, к увеличению продолжительности жизни.
Команда «Против» стояла на позиции «полной семьи», отмечая, что внебрачное отцовство (равно как и внебрачное материнство) может негативно отражаться на развитии ребенка.
Как отметили приглашенные преподаватели-члены жюри, мероприятие было хорошо организовано, обе команды выступили достойно, показав при этом навык публичных выступлений по актуальной социально-демографической тематике, умение доказательно вести диалог, логически (и критически) мыслить и работать в команде. Всё это является необходимыми профессиональными качествами современного социолога.
А.М. Назарова, ассистент кафедры
философии и социально-гуманитарного образования.
Фото И.В. Варицкого.