Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Конкурс педагогического мастерства: продолжение
 
  19 апреля 2012
Во второй день конкурса, 17 апреля, его участники соревновались в номинации личного зачета под названием "Педсовет: обсуждаем проблему". Они представили аудитории свои доклады на тему духовно-нравственного воспитания, а потом отвечали на вопросы жюри (по 3 вопроса на каждого докладчика).

Жребий определил, что первой предстанет перед педагогической аудиторией студентка образовательной программы «Физическая культура» - Анастасия Черва. Она рассмотрела воспитание духовности и в рамках предмета общеобразовательной программы - ОБЖ. С точки зрения Анастасии, этот предмет предоставляет широкие возможности в выработке важных моральных качеств. Можно использовать турслеты и игры типа зарницы, взаимодействие с другими школами, и даже с МЧС. В конце концов, даже взаимодействие детей разного возраста приносит хорошие результаты при правильном подходе контролирующего педагога. Так же имеет смысл внедрять кейс-метод, имеющий достаточно широкое применение, его Настя применяла во время своей педагогической практики.

Следующей на сцену поднялась Елена Горинская, студентка образовательной программы «Восточные языки». Она справедливо отметила, что у каждого сформирован свой образ нравственности, но, сложив их, можно получить идеал, к которому нужно стремиться. Эти идеалы постоянно меняются. Смену ценностей можно пронаблюдать даже за несколько коротких лет. Для воспитания, на уроках по своему предмету, Елена может проводить параллель между культурами Китая и России. На демонстрациях сходств и различий дети яснее видят то, чем стоит дорожить, к чему нужно стремиться и чего нужно избегать. Елена обратила внимание на то, что многие люди воспринимают понятие «духовность» отрицательно, связывая его с религией. Но нельзя суживать его только до этого единственного (хотя и важного) компонента! Под духовностью подразумевается и мышление, и сознание, и воля человека. В заключение Елена Горинская сказала: «Педагог должен действовать исходя не только из интересов школы и общества, но и ученика».

Третьим выступал будущий учитель истории и права Станислав Горчицкий. Он очертил проблемы, вызванные отсутствием в школах технических средств, плакатов, иллюстраций. К этому присоединилась и неподготовленность педагогов к работе с техническими средствами обучения. Для формирования патриотизма, например, важно показать детям флаг и герб их страны, историческую эволюцию этих государственных символов, но далеко не везде можно найти плакаты с ними. В ответе на вопрос жюри по этому поводу он раскрыл свое решение - распечатывание некоторых иллюстраций. Станислав озвучил точку зрения, согласно которой школьникам нужно предоставлять информацию, позволяющую им осознанно делать выбор ценностей. И в заключение, в ответах на вопросы жюри, раскрыл «гражданское образование» как не навязывание детям мнения о чем-либо, а показ этого с различных позиций.

Следом вышел на сцену второй парень-участник конкурса, студент образовательной программы «Иностранный язык» - Вячеслав Михайлов. Он начал с описания введения понятия «гражданское образование». Нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково общество – такова и молодежь, какова молодежь – таково и завтрашнее общество. Вячеслав рассказал притчу о трёх сыновьях и в завершение отметил, что любовь к Родине складывается не только из реально видимых поступков, но и из маленьких, подобных поступкам сына третьей женщины из притчи.

Вторая половина мероприятия началась с опроса выступивших участников и зрителей. Первые отметили, что, когда находишься на сцене, значительно тяжелее отвечать на вопросы жюри, чем тогда, когда сидишь на своем месте в зале. Неоднократный участник конкурсов педагогического мастерства различного уровня, а ныне преподаватель психологии Игорь Валерьевич Стороженко посоветовал конкурсантам тщательнее работать над собой и, прежде всего, внимательней слушать вопросы.

Пятой выступающей была Елена Махина с образовательной программы «География». Она описала ответы учителей на вопросы о нравственности, морали. Рассказала о ширине использования географии в воспитании, о формировании современного национального воспитательного идеала.

Студентка образовательной программы «Математика и информатика» Марина Шапошникова большую роль отвела прививанию культуры речи, не только детям, но и самим учителям, ведь они являются одним из первоочередных примеров для подрастающего поколения. Марина легко ответила на вопросы жюри и привела множество примеров использования воспитания на уроках математики.

Гостья из Владивостока, Анастасия Ефремова (ОП «Логопедия») в начале своего доклада отметила прагматизм и культ потребления в современном обществе, проблему с тем, что детский читательский негативизм стал нормой. Она затронула и тему воспитания детей с отклонениями в речи, оказавшимися в среде среднего класса.

Анна Илларионова (ОП «Начальное образование») объявила, что нравственное воспитание должно вестись в рамках каждого предмета. А также на каждом уроке, перемене, внеклассном мероприятии. Основным средством должно стать межличностное общение учителя с учениками.

Светлана Орлова, студентка образовательной программы «Русский язык и литература», выступила с докладом «Кто, если не мы?» Она озвучила слова Ушинского, считавшего важнейшим умением - умение воспитывать своим предметом. Духовно-нравственное воспитание - первоочередная цель образования. Светлана считает, что на уроках литературы детей нужно заставлять думать. Простые вопросы, на которые дети сразу же готовы ответить, не возымеют должного эффекта. Учитель должен слушать не только говорящего, но и молчащего.

Было высказано множество интересных мыслей, многие из которых, впрочем, не так новы. Участники уложились в отведенное на мероприятие время и дали достаточно материала для их оценки в этой номинации. Каждый про себя отметил, что мог бы выступить и лучше. Это хорошо, ведь они знают, к чему стремиться.

В заключение мероприятия председатель жюри Алла Григорьевна Бочкарева выбрала и озвучила тему урока-импровизации: «В нашей жизни всё взаимосвязано». Уроки-импровизации, объединенные этой общей темой, будут проходить в пятницу. Каждый участник должен будет раскрыть ее средствами и содержанием своего предмета, а в роли учеников будет выступать команда другой образовательной программы.

Тем временем конкурс переместился на два дня в школу-гимназию № 29, где лучшие студенты показывают, как они могут применять теоретические знания на практике.

Александр Жильцов.

Фото И.В. Варицкого.





 


Website Security Test