Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Княжеская лекция на выставке августейшей художницы. К 400-летию Дома Романовых
 
  5 марта 2013
Студенты образовательных программ «Историческое образование» и «Изобразительное искусство» Школы педагогики ДВФУ (г. Уссурийск) 26 февраля 2013 года удостоились чести побывать на лекции княгини Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, невестки родной сестры императора Николая II – великой княгини Ольги Александровны Куликовской-Романовой.

Ольга Николаевна привезла в Россию уникальную выставку акварелей и вещей великой княгини Ольги Александровны. Эта выставка творчества Августейшей художницы во Владивостоке открыла интересную, разнообразную и обширную программу празднования 400-летия воцарения Дома Романовых, подготовленную «Благотворительным фондом имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны». Она началась у нас, в Приморье, в «городе, владеющим востоком», тут, «где восходит солнце для Российской земли» и затем продолжит свой путь по России и другим странам - от океана до океана, от Владивостока до Торонто. За время пребывания выставки во Владивостоке её посетило свыше 15 тысяч человек, среди которых были и иерархи Русской Православной Церкви, и главы парламентских делегаций Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, художники и поэты, курсанты и студенты, представители всех вероисповеданий, наций и возрастов.

Некоторые фрагменты этой лекции и беседы с Ольгой Николаевной мы предлагаем нашим читателям.

Ольга Николаевна Куликовская-Романова: – «Меня часто спрашивают – как вопреки совершившейся в результате февральского бунта и октябрьской революции исторической несправедливости, нам, русским в рассеянии, удалось сохранить язык, свой национальный характер. Ответ простой – Православная Церковь и воспитание. Наши родители оказались выброшены на берег чужбины, как путники после кораблекрушения, устраивались как Робинзоны Крузо и крутились как могли. Первым делом – благодарили Бога за то, что выжили, потом – всё объединялось вокруг Церкви.

Все наши родители мечтали вернуться в Россию. Считали, это произойдёт не сегодня – завтра, а если не в этом году, то в следующем. Поднимали даже тосты – «Выпьем, чтобы следующий праздник встречать уже в России!».

Несмотря на наполненную лишением и тяжёлыми испытаниями жизнь, наши родители смогли построить свой зарубежный Русский Мир, опирающийся на русскую национальную культуру. Наши родители, которые Промыслом Божиим были лишены возможности жить в пределах любимого Отечества, постарались сделать всё возможное, чтобы их дети, родившиеся уже в эмиграции, остались русскими. Это стало возможным благодаря тому, что во время эвакуации из России были вывезены учебно-воспитательные учреждения – Кадетские Корпуса – Крымский, Донской, Хабаровский и другие. И девичьи Институты – Мариинский Донской, Харьковский и другие, а так же и многие русские гимназии.

Всё, что было характерно для системы воспитания Императорской России было во всей полноте при неукоснительном сохранении традиций воссоздано в 20-х годах и просуществовало до конца второй мировой войны в основных центрах русской эмиграции, а в некоторых местах, как например – Версальский корпус-лицей в Париже до 1964 года. Как и в Императорской России в выпускных документах писалось не «обучался», а «воспитывался». В кадетских корпусах воспитывали воинов, любящих всей душой Родину своих предков, беззаветно ей преданных и готовых за Веру, Царя и Отечество положить живот свой.

Задачей же Института благородных девиц было воспитать из девочки женщину – мать, способную в детях своих обеспечить будущее Родины. Мало было просто «образовать» человека, усвоившего некую сумму знаний, нужно было ещё быть и воспитанным человеком. Нельзя из образовательной системы исключать элемент воспитания. Его надо обязательно вернуть и в современную русскую школу. Вернуть воспитательную идею, высокие гражданские идеалы и дисциплину. В связи с этим считаю полезным воспитание детей в разных закрытых учебных заведениях. Такой подход надо внедрять осторожно и в тех сферах, где он уместен. Знаю, что кое-где в России уже он применяется».

«Полезным так же считаю раздельное обучение – мальчики и девочки. Нельзя одними методами и приёмами воспитывать мужественного, умеющего принимать решения и брать на себя ответственность мужчину и заботливую, нежную женщину – хозяйку и маму».

«Закрытые учебные заведения необходимы ещё и потому, что сохраняется авторитет родителей. Здесь не происходит того, что можно сплошь да рядом увидеть во многих современных общеобразовательных школах. Когда более бойкие или развязные дети начинают подбивать хорошо учащихся на непослушание родителям и на всякие шалости, что заканчивается обычно очень печально».

«Я лично сторонник закрытых учебных заведений после известного возраста – то есть – после 10-11 лет. Нужно, чтобы семья заложила хороший корень, дала любовь и заботу своим детям, чтобы они были уверены в том, что их родители любят».

Ольга Николаевна рассказала о русской традиции в воспитании и образовании и о Мариинском Донском институте благородных девиц в котором воспитывалась сама. Интересным и полезным было замечание Ольги Николаевны о том представлении «дореволюционного воспитания», которое формируется у современных граждан РФ посредством художественного кинематографа и СМИ:

«Кстати, хочу сказать – здесь сейчас идёт фильм об Институте благородных девиц. Господа, ради Бога, смотрите на это как на жестокую пародию. Потому что то, что вы видите там – это вообще не отвечает ничему».

«Хочу несколько слов сказать о воспитании моего мужа – Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Тихон Николаевич, внук Императора Александра III, племянник Государя Николая II, двоюродный брат Царевича Алексея и Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии воспитывался в Дании, куда выехала (к себе на Родину) его бабушка – вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна, в девичестве Дагмара – Принцесса Дагмара Датская. Он воспитывался дома, вместе с братом Гурием. У них были преподаватели, которые приходили давать им уроки на дом. Как ни странно, спустя многие годы в Сан-Франциско, я повстречалась с двоюродной сестрой одного из тех преподавателей.

Сдавать экзамены экстерном ездили в Германию, в Берлин, в Русскую гимназию, которая имела государственную лицензию, благодаря чему её выпускники получали признаваемый всеми государственными учреждениями аттестат о среднем образовании и могли поступать в высшие учебные гражданские или военные заведения. Такой русской школы или гимназии в Дании, где жил Тихон Николаевич со своим братом и со своими родителями, к сожалению не было. Потом, когда Германия начала терять свой престиж, то они стали ездить сдавать экзамены экстерном в русскую гимназию в Париж. У меня даже есть фотографии некоторые, где Тихон Николаевич запечатлён с группой. Из сдачи экзаменов экстерном Великая Княгиня Ольга Александровна с сыновьями устраивала своеобразную ознакомительную поездку по Европе. Они ехали сначала в Париж, затем уже посещали другие страны. И так – каждый год, что, безусловно, способствовало расширению кругозора детей и было в традициях русского образования».

Относительно современной ситуации в стране, которую Ольга Николаевна очень хорошо знает, она сказала следующее:

«Увы – и ныне наше Отечество переживает трудные годы и дело даже не в экономических и политических проблемах. Самый страшный кризис – это падение духа, духа Веры и Воинского Духа. Но Россия жива. Вижу много людей, которые всерьёз озабочены положением нашей Отчизны, вижу эти настроения и у молодёжи. От молодых теперь во многом зависит грядущее нашей Родины. Верю, что её ждёт Возрождение и Славное будущее, которое завоёвано крепостью Православного Духа. Крепость Духа в исповедании Веры Православной, исполнении своей национальной самобытности. Крепко держитесь Веры Православной, идеалов патриотизма и гражданственности и тогда Господь и Пресвятая Богородица помогут Вам. Любите и берегите Россию!»

К сожалению, мы не можем привести весь текст выступления Ольги Николаевны, как и ответы на самые разные вопросы, которые были ей заданы во время беседы после лекции, скажем только, что публика интересовалась разными темами – от того, отчисляли или нет из русских учебных заведений в эмиграции, до аспектов работы Благотворительного Фонда сегодня.

Вот некоторые студенческие отзывы о этом событии:

- Вы знаете, когда Ольга Николаевна появилась в зале, от нее сразу повеяло совершенно другой эпохой, другой жизнью, аристократизмом, - поделилась своими впечатлениями студентка 2 курса ОП «История и обществознание» Ксения Юрчак.

- Нам бы хотелось, чтобы такие встречи случались как можно чаще, потому что это позволило нам окунуться в совершенно другой мир, хотя бы на эти полтора часа!, - поддержали Ксению Раиса Мальцева и остальные участники этой встречи.

Прокомментировать событие мы так же попросили организатора встречи с княгиней со стороны уссурийского филиала ДВФУ Попова Я.Н.

- Это уникальная и очень долгожданная выставка. Это восьмой визит Романовых на Дальний Восток, если брать всю историю визитов Царственного Дома в эту часть Империи. Более месяца жители Приморья могли любоваться творчеством Великой Княгини и общаться с Ольгой Николаевной – эта честь выпала и нам.

В одной из бесед с княгиней Ольгой Николаевной, она любезно согласилась провести лекцию для студентов из Уссурийска, что и было организовано, и, вероятно, пусть не все студенты ещё осознали в должной мере, что они присутствовали на поистине исторической встрече, тем не менее – в историю высшего образования в Уссурийске уже вписана особенная и неповторимая историческая страница.

Встреча, в ходе которой состоялась лекция и последовавшая за ней беседа была совместно организована с «Благотворительным фондом имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны», Приморским государственным музеем имени В.К. Арсеньева, Школой педагогики и филиалом ДВФУ в г. Уссурийске.

Управление по воспитательной работе УФ ДВФУ выражает благодарность:

  • Андрею Юрьевичу Хвалину – русскому православному писателю, секретарю «Благотворительного Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны», председателю «Братства во имя Царя-Великомученика Николая»,
  • Бариновой Марине Ивановне – продюсеру Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева,
  • Попову Ярославу Николаевичу – кандидату политических наук, доценту кафедры философии и социально-гуманитарного образования Школы педагогики ДВФУ.
Управление по воспитательной работе УФ ДВФУ.




 


Website Security Test