Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
XIV конкурс педагогического мастерства: часть 2
 
  22 апреля 2013

9 апреля конкурс продолжился соревнованиями в очередной номинации личного зачета – «Педагогический совет».

Конкурсанты, участники «Педсовета», по очереди выступали с докладами, отражающими их теоретические взгляды на проблемы учебно-воспитательного процесса в рамках реформирования системы образования.

Первый докладчик, студентка ОП «Русский язык и литература» Елена Покладенко, отметила, что в настоящее время российская система образования сталкивается с определенными сложностями, а реализация требований нового ФГОС невозможна без решения ряда проблем, таких как слабая активность учащихся, преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, низкая управляемость процесса и результата обучения и т.п. По мнению Елены, при решении обозначенных проблем может быть применен личностно ориентированный подход. Таким образом, процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы школьники, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, имели возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, на основе альтернативных форм обучения имели право выбора собственного пути развития.

Продолжая разговор о новом ФГОС и оттолкнувшись от мысли, что этот стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности учащегося с учётом его возрастных особенностей, студентка ОП «Педагогика и методика начального образования» Анна Герасименко, пришла в своем докладе «Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе» к выводам, что в дидактике и методике обучения младших школьников накоплен опыт применения дидактических игр, который можно использовать в рамках реализации нового стандарта, что, в свою очередь, сам стандарт как нормативный документ дает прямые указания на необходимость использования активных методов обучения, одним из которых является дидактическая игра. Нельзя не упомянуть, что данные выводы были подкреплены и данными опроса, проведенного среди ста учителей (по пятьдесят из городских и сельских школ).

Студент ОП «Физика» Алексей Беляев считает, что модель обучения в современном (информационном) обществе должна принципиально отличаться от традиционной модели. Цель обучения должна состоять в обеспечении условий самоопределения и самореализации, а школа – формировать не знания, а готовность и способность ученика к их получению в течение всей жизни. Т.е., обучающийся должен быть не объектом процесса обучения, а стать субъектом собственной познавательности.

Студентка ОП «История» Ольга Варварюк предложила вниманию слушателей концепцию «демилитаризации школьного исторического образования». Такой перенос акцентов с военно-технических и политических аспектов на социальные, духовно-нравственные, психологические и иные грани согласуется с гуманистическими принципами и ценностями, ориентирами государственных образовательных стандартов на воспитание гражданственности, уважения к культурным, религиозным, этно-национальным традициям. В заключение Ольга пообещала продемонстрировать применение концепции на практике в ходе своего урока в школе, рассказывая об Уссурийске в период I Мировой войны: «Я попытаюсь всесторонне описать жизнь и быт людей того времени. Ведь война это не только фронт, но и тыл. Не стоит забывать, что в городах и селах продолжала бурлить жизнь, люди мечтали о лучшем несмотря ни на что…»

Студентка ОП «Корейский язык» Яна Дунешенко высказала мысль, что каждое из глобальных новведений в российской системе образования имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди плюсов реформ студентка назвала такие как постепенное повышение заработной платы учителей, приближение российского образования к европейским стандартам в результате подписания Болонской конвенции, повышение объективности оценки учащихся в результате введения ЕГЭ и др.

Студентка ОП «Психология и педагогика» Дарья Горшкова выделила индивидуализацию как проблему учебно-воспитательного процесса в рамках реформирования системы образования. По ее мнению способность организовать конструктивное субъект-субъектное взаимодействие между учителем и учеником – один из значимых показателей профессиональной компетентности учителя

Студентка ОП «Физическая культура» Марина Червякова посвятила свой доклад чисто практической проблеме, с которой сталкиваются многие учителя физкультуры в школе. С проблемой «третьего часа», т.е. введенного с 1 сентября 2011 года третьего урока физкультуры в школах. Помимо чисто объективных, «технических», сложностей, неизбежных в школах старой постройки, где в наличии есть только один спортзал, без бассейна и прочих дополнительных опций, встает еще и вопрос, как рациональнее распорядиться этим уроком. Упомянув некоторые из существующих вариантов (оставить его для детей из медицинской группы, отдать его на игровые виды спорта по интересам самих учащихся или просто проводить его по программе), Марина предложила свой – отвести время этого урока на формирование культуры тела (осанки, дыхания, растяжки и т.п.) посредством аэробики, шейпинга, дыхательных и оздоровительных гимнастик.

Никого не оставило равнодушным выступление студентки ОП «География» Александры Ворушило. В своем докладе Александра остановилась на проблемах и противоречиях современного географического образования, которое, по ее мнению, есть «краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданственности» и поэтому должно быть достойно представлено как в федеральном, так и региональном компоненте образования. Например, необходимо выделять в рамках регионального компонента дополнительные часы на изучение своего региона параллельно с изучением соответствующих тем в курсе «География России».

Члены жюри имели право задать каждому из докладчиков до трех вопросов и, разумеется, этим правом воспользовались. Впереди у основных участников был самый ответственный этап – уроки в школе.

И.В. Варицкий.
Фото автора.




 


Website Security Test