Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Время собирать покрывала
 
  22 мая 2013

13 мая 2013 года у театральной студии «Перемена» уссурийского филиала ДВФУ состоялся премьерный показ спектакля «Танец семи покрывал» по одноименной пьесе Юрия Ломовцева.

Современный питерский драматург смог взглянуть под неожиданным углом на сюжет, впервые описанный евангелистами Матфеем и Марком. Что же нового можно разглядеть в событиях, к которым уже многократно обращались в своем творчестве многие, включая таких классиков мировой литературы, как Гюстав Флобер и Оскар Уайльд.

Мы видим на сцене все тех же классических персонажей: царицу Иродиаду (Виктория Науменко, ОП «Восточные языки»), ее дочь Саломею (Татьяна Олиферчук, ОП «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и волею драматурга обретшего имя стражника, упоминавшийся в Библии как безымянный «оруженосец», Нарбата (Андрей Еременко, ОП «Информатика-физика»). Автор пьесы решил, что всё действие должно происходить в месте, лишенном всяких претензий на пафос. Это служебное помещение дворца в Махеронской крепости. Оно удобно расположено между кухней, винными погребами, покоями Иродиады, парадным залом и темницей. В парадном зале пирует со своими гостями тетрарх Ирод Антипа, в темнице сидит «известный диссидент» Иоканаан (художественный образ Иоанна Крестителя). Царь и пророк так и останутся «за кадром», а остальными зрителю поможет наблюдать «античный хор», состоящий из посетителей и обитателей дворцовой подсобки. Хитрый философствующий Метрдотель (Вячеслав Осипов, ОП «Культурология»), гордая и ранимая Флейтистка (Александра Ворушило, ОП «География»), рассудительная и заботливая Певица (Раиса Мальцева, ОП «История») и ее дочь, наивная и любопытная Кифаристка (Анастасия Соболевская, ОП «Культурология») – «маленькие люди» со своими приземленными переживаниями. Они беспокоятся, выплатят ли им гонорар, мечтают попробовать жареных соловьев и вина с царского стола, и смешно преклоняются перед Римом с его цивилизацией, канализацией, водопроводом и колесницами на «восемь коней и три тысячи оборотов». Их речь нарочито, почти пародийно, современна («лабай, филармония!», «трындела», «сдурела», «форс-мажорные обстоятельства»), но они вполне добросовестно несут на себе обязанности хора из античной трагедии – одновременно «идеального зрителя» и действующего лица, комментирующего и объясняющего суть событий. Отчасти именно их глазами мы следим за страстями в любовно-политическом многоугольнике, сложившемся в отдельно взятом дворце, где-то на окраине Римской империи. Саломея, желающая самоутвердиться девушка-подросток, влюблена в честного и прямодушного воина Нарбата. Нарбат сходит с ума по ее матери Иродиаде. Царица же любит мужа – Ирода Антипу, тетрарха Галилеи. Во всяком случае, говорит, что любит. А тетрарх боится заключенного в темницу Иоканаана. Кстати, эта двойственность отношения царя к «диссиденту» (посадил в тюрьму, но уважал) была и в первоисточнике: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк., 6:20). Причем первый настолько боится второго, что готов выгнать Иродиаду и уже не приглашает за праздничный стол. Иродиада считает пророка «личным врагом», что не мешает ей навещать его в темнице, чтобы услышать его мнение о себе из первых уст.

И есть еще один «персонаж», так и остающийся за кадром. Тот самый загадочный Танец Семи Покрывал, за исполнение которого Саломея потребовала, по подсказке матери, от тетрарха голову пророка. «Я его задумала. Я его сочинила. Я его выстрадала!» - кричит Иродиада, и объясняет позже его смысл: «Одно за другим, как шелуха, спадают покрывала, обнажая саму женскую сущность. Любить и быть любимой! И только это». Ее ревнивыми глазами «видим» мы танцующую Саломею («Моей дочери нечего сказать! Нет, я не так танцевала!»). Танец дочери за сценой, в парадном зале, оборачивается исповедью матери. Эта властная и страстная женщина раскрывает душу перед влюбленным охранником. Вместе с Нарбатом мы узнаем, через какие жизненные трудности прошла Иродиада, чтобы создать гениальный танец. Но не Любви поклоняется Иродиада, а себе. «Ты поверил в сказочку о любви? Любить другого больше, чем себя?» - так ставит она на место Нарбата, осмелившегося отговаривать ее от убийства Иоканаана. Но, ставя себя выше других, царица проигрывает. Ее неправоту доказывает Иоканаан, который ставит превыше всего Истину. Ее неправоту доказывает и Нарбат, жертвующий собой ради любви к Иродиаде. Казни пророка и стражника не помогают ей и в чисто практическом смысле. Тетрарх выгоняет ее из дворца. Что остается у бывшей царицы? Только сброшенные покрывала, как символ рассеявшихся иллюзий.

О чем был спектакль? «О Любви!» - ответила, не задумываясь, исполнительница роли Певицы Раиса Мальцева. От лица всех постоянных зрителей студии «Перемена», автору этих строк хочется поблагодарить актеров и режиссера за то, что своим творчеством дали возможность еще раз прикоснуться к вечным темам, поразмышлять о том, что есть слава, богатство и власть, и что есть Истина, что есть Любовь – та Любовь, которой учит цитируемый Нарбатом «Проповедник из пустыни»:

- Говорят, его проповедь прекрасна! Он учит людей любить друг друга! Учит прощать друг другу! Любить других, как самих себя! Больше, чем себя! Следующая премьера в театральной студии «Перемена» состоится осенью.

И.В. Варицкий.
Фото автора.




 


Website Security Test