Наверное, только осенью бывают такие удивительно благодатные дни: тихие, ясные, будто насквозь пронизанные золотистым, божественным светом.
Именно таким днем была пятница, 1 ноября. К 13.30 группа студентов и сотрудников Школы педагогики собралась для того, чтобы отправиться на экскурсию «Святыни и Храмы Уссурийска». Инициатором и организатором мероприятия стала начальник управления по воспитательной работе филиала ДВФУ в г. Уссурийске Галина Викторовна Хомулло.
Самой многочисленной группой среди экскурсантов были студенты, обучающиеся по направлению «История».
Среди желающих поближе познакомиться с уссурийскими святынями и храмами - Энди Лау, студент первого курса международной магистерской программы «Cultural Diversity in Education» Школы педагогики ДВФУ.
Первая остановка была в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Нас ждал интересный, вдохновенный рассказ о. Евгения, который поведал об истории храма, основах православной культуры и православной педагогики, святынях, хранящихся в храме.
Впервые храм упомянут в 1871 году. Именно тогда была освящена первая деревянная церковь в селе Никольском архиереем Вениамином. А в 1914 году на её месте была возведена каменная Святопокровская церковь, существующая и поныне. Храм был освящен 28 сентября того же года архиепископом Евсевием.
После 1917 года судьба здания храма складывалась непросто. В 1927 году храм был закрыт и перестроен. Первоначально там располагался пионерский лагерь; затем храм использовался как продовольственный склад рынка, позднее здесь разместили общежитие. Постепенно, вплоть до 1945 года, здание разрушалось и приходило в запустение.
В 1945-1946 годах его восстанавливали военнопленные японцы. В 1946 году храм вновь открылся для верующих.
У стен храма, в могиле под чугунным литым узорчатым крестом покоится прах одного из настоятелей - иеромонаха отца Серафима Протопопова, бывшего монаха Свято-Троицкого Шмаковского монастыря. Отец Серафим был зверски избит неподалеку от храма и от полученных побоев вскоре скончался…
Наверное, только в условиях организованной экскурсии можно вот так свободно перемещаться внутри храма, пристально вглядываться в лики святых, с пристрастием рассматривать размещенные на алтарной стене и стенах храма, иконы. В церкви два престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй - преподобного Павла Фивейского. В плане храм – крестообразный, выстроен в традициях православной церковной архитектуры XIX века. В декоре фасада использованы художественные приемы и архитектурные детали, характерные для русских построек, начиная с XVII века.
Поведал о. Евгений и о главных святынях храма - мироточивой Казанской иконе Божией Матери, иконе святителя Николая и Казанской большой, уссурийской иконе «Объятия Отче», Почаевской иконе Божией Матери и ковчеге со святыми мощами великомученика Пантелеимона Целителя.
Вопросов у нас было много, все они нашли исчерпывающий и содержательный ответ.
Вторая остановка была сделана у храма Серафима Саровского, открытого 1 августа 2003 года в день 100-летия прославления преподобного старца. 27 декабря 2003 г. архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил престол и храм.
Он находится неподалеку от Сельскохозяйственной академии, возведен на пожертвования благотворителей, чьи имена пересчислены на мемориальной доске справа от входа. Храм выстроен в русском стиле; он четырехкупольный, с высокой колокольней с семью колоколами. Несмотря на относительно небольшие размеры (его вместимость – 150 человек), храм смотрится величественно как снаружи, так и внутри. Двухярусный иконостас по-праздничному красив.
Одна из чтимых здесь святынь - икона преподобного Серафима Саровского, которая освящена в день прославления Преподобного. Под стеклом устроен маленький ковчежец с частицей мощей святого. Иконе 108 лет! Серафим Саровский является одним из наиболее почитаемых русских святых. Удивительно то, что он жил всего два столетия назад.
Так как наш приезд совпал с началом службы, беседа, в основном, проходила в уютном помещении воскресной школы, куда нас проводила ее директор - Надежда Федоровна.
Она рассказала, что в школе трудятся 8 педагогов. Ребята разного возраста осваивают основы православия, учат Закон Божий, изучают основы православной культуры, участвуют в жизни храма. Постепенно вводя своих воспитанников в духовный мир, учителя не теряют связи с ними и в их взрослой жизни.
Н
аша экскурсия закончилась. День клонился к закату. Была ранняя, ясная вечерняя заря, когда землю заливает янтарный, как мед свет, и всё замирает, вслушиваясь в предвечернюю тишину. Почти явственно возник и не отступал образ картины Милле и ощущение духовной чистоты и эмоциональной приподнятости, как всегда бывает после посещения святых мест…
P.S. А теперь вернемся к началу - «Angelus» на французском означает «колокольный звон»…
«Анжелюс» - картина французского художника барбизонской школы Жана-Франсуа Милле, написанная в середине 19 века.
На ней изображена молодая пара крестьян, стоящих со склоненными головами и с молитвенно сложенными руками. Они слушают церковный колокол, призывающий к вечерней молитве. И все вокруг них, не просто залито закатным солнцем, а кажется пронизано божественным светом, благославляющим людей на созидание и любовь…
Уссурийск – небольшой город, и кажется, что все нам о нем известно. Однако подобные встречи открывают нам его с новой, порой неожиданной стороны, а нас открывают для самих себя.
При подготовке публикации были использованы материалы сайта «Православные храмы Владивостока», раздел «Православные храмы Приморского края».
А.В. Афанасенко,
доцент кафедры педагогики.
Фото И.В. Варицкого