Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Уроки мастерства
 
  10 декабря 2013
В последнюю субботу ноября аудитория, где занимаются магистранты второго курса (программа «Географическое образование») превратилась в школьный класс.

В рамках изучения дисциплины «Современные тенденции в географическом образовании» в необычной и интересной форме прошли практические занятия по тематическим блокам - «Межпредметные связи школьной географии» и «Использование современных образовательных технологий в школьной географии».

Формой проведения занятий стала ролевая игра «Урок географии в школе». В роли учеников и учителей выступали сами же магистранты. 30 ноября первым был урок географии в 10 классе. Его для своих однокурсников-магистрантов проводила опытный педагог, учитель географии и экономики гимназии №29 г. Уссурийска Елена Петровна Баранова. Заметим, что в прошлом году Елена Петровна стала победителем муниципального конкурса профессионального мастерства, завоевав почетный титул лучшего учителя Уссурийского городского округа 2012 года. Поэтому показанный ею урок правильнее назвать мастер-классом. Задачей Е.П. Барановой было раскрыть возможности реализации межпредметных связей экономики и географии. Очень удачно была выбрана тема «Классификация стран мира по экономическим признакам», отражающая одну из наиболее сложных и актуальных проблем современной географии – проблему дифференциации стран по уровню социально-экономического развития. Она сводится к отсутствию универсального подхода в определении уровня развития страны или региона. Свои критерии и методы предлагают международные организации (ООН, МВФ), научные школы отечественной академической (ИГ РАН) и вузовской (МГУ, МПГУ) географии. Между тем, несмотря на активность «поисковых работ», проблема ждет своего решения уже много лет, и все предлагаемые и существующие подходы оценить как универсальные, объективные и исчерпывающие, пока, увы, не представляется возможным. Доказательством чему и служил урок Елены Петровны. Все «учащиеся» класса (а в роли таковых в этот день выступали не только магистранты, но и приглашенные на мастер-класс студенты-географы 4 курса) были разделены на несколько групп, каждая из которых анализировала различия стран по одному из предложенных критериев – уровню энергопотребления, индексу человеческого развития, коэффициенту Джини, душевому показателю ВНП. Задачей ребят был анализ статистических данных, выявление групп стран, имеющих схожие показатели, подготовка коллективного вывода о приемлемости и объективности предложенных критериев. В ходе урока «ученики» обрели новые экономические знания, позволившие им под иным – необычным и оригинальным – углом зрения взглянуть на сугубо географический материал, изучаемый в 10 классе. Урок пролетел как одно мгновение – в хорошем рабочем темпе, приподнятом настроении, с соблюдением всех методических требований. В ходе урока учитель активно использовал медиа-презентацию учебного материала, различные средства наглядности, для анализа в группах был подготовлен интересный дидактический материал. Студенты и магистранты, попробовавшие себя в роли учеников, приобрели ценный опыт социализации. По окончании урока Баранова Е.П. показала еще один мастер-класс – по самоанализу урока. Реакцией всех присутствующих стали аплодисменты в адрес Елены Петровны, прозвучавшие вместе со звонком на перемену.

Вторым в этот день был урок географии в 9 классе на тему «Калининградская область». Его провел еще один опытный педагог, учитель-новатор, призер краевого конкурса «Учитель года - 2010» Константин Сергеевич Квиташ. Перед ним стояла не менее сложная задача: в рамках одного урока продемонстрировать методические достоинства технологии проектного обучения (именно так звучит тема его магистерской диссертации). Метод проектов в отечественной и зарубежной школе известен давно. Эта технология, зародившись в 20-е годы прошлого столетия, имела непростую историю, в которой периоды всплеска внимания к ней сменялись десятилетиями забвения. В последнее время отечественные научные школы методики обучения географии (особенно Нижегородская и С-Петербургская) уделяют ей большое внимание. В период реализации новых ФГОС технология проектного обучения в общеобразовательной школе – по всем существующим прогнозам – обретет новую жизнь, отвечающую веяниям времени. На уроке К.С. Квиташа «учащиеся» имели возможность оценить практическую ценность метода проектов: под руководством учителя, в принципе, малоподготовленная аудитория коллективными усилиями создала мини-проект – логический опорный конспект «Калининградская область». Всего 45 минут понадобилось на то, чтобы из разрозненных фрагментов географической информации сложился компактный и цельный образ территории российского анклава. Константин Сергеевич – не просто магистрант и практикующий учитель с многолетним стажем, но и преподаватель дисциплины «Теория и методика обучения географии» у студентов-географов. Поэтому его урок тоже был настоящим мастер-классом: он показал не просто методически грамотно, а скрупулезно сконструированный урок, где все было продумано до мелочей – от актуализации знаний до рефлексии. Здесь нашлось место и просмотру видеофрагментов, и занимательным формам опроса, и работе в группах (ее организация является сложным делом даже для опытного педагога), и заслушиванию опережающего задания, и формированию новых понятий, и использованию наглядности, и активной работе с доской. При этом почти без пауз на доске конструировался главный «продукт» урока – логический опорный конспект, вобравший все основные компоненты экономико-географической характеристики Калининградской области. К концу урока он обрел черты законченной коллективной работы.

Уроки Е.П. Барановой и К.С. Квиташа, бесспорно, можно назвать уроками педагогического мастерства. В этот день поучиться у них могли все – от студентов и магистрантов до преподавателей нашего вуза. Особенно ценен опыт участия в ролевой игре четверокурсников. В этот день они увидели, каким может и должен быть современный урок географии, как много и упорно нужно трудиться учителю, что бы подняться на такую ступень профессионального мастерства.

М.А. Воронина,
доцент кафедры географии, экологии
и охраны здоровья детей.

Фото автора.





 


Website Security Test