28 ноября 2013 года состоялось очередное заседание клуба «Живая старина» при Центре русской культуры Школы педагогики ДВФУ (руководитель – Новикова А.А.). Слушателями и зрителями были студенты Образовательных программ «Русский язык и литература», «Мировая художественная культура», студенты-культурологи заочного отделения.
Темой беседы была История русского костюма, и преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарного образования Лариса Петровна Кузнецова, ведущая этого мероприятия, позволила каждому участнику клуба не только проследить историю становления русского костюма ХVII-ХVIII веков, но и прокомментировать некоторые полотна художников (И.Е. Репин, Г. Седов, А. Абрамов и др.), представленных в электронной презентации, синхронно сопровождавшей слово ведущей. Диалог участников позволил более детально рассмотреть и проанализировать различные точки зрения по вопросу, какой должна была быть женская одежда (например, на отделку платьев шла дымка – тонкая шёлковая ткань, расшитая букетами цветов, и флёр – прозрачная шёлковая или шерстяная ткань: что лучше?).
Для того чтобы понять, как происходила смена одежды, необходимо было окунуться в старину, и Лариса Петровна приоткрыла нам некоторые страницы истории России. Так, в истории России, богатой серьёзными потрясениями, время от времени происходили события, которые, словно вехи, обозначали конец старых и начало новых времён. В 1613 году, по завершению Смутного времени, появилось новое поколение людей, которое, по словам историка Ключевского, «нужда заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из внутренних затруднений, отрекаясь от понятий, привычек и верований старины». В связи с этим в Москву приехало множество иноземных специалистов. И, как следствие, под Москвой на реке Яузе образовалась Немецкая слобода. Это был уголок Западной Европы на окраине старого города. Иноземные мастера, офицеры, купцы привнесли в русский быт западноевропейский комфорт, житейские удобства и увеселения.
Изобретение швейных машин в Англии (середина 18 века) дало возможность одеваться соответственно моде не только представителям высших классов, но зажиточным горожанам из крупной и мелкой буржуазии. Изобретение машин для производства вышивок и кружев, внедрение швейных машинок – всё это существенно удешевило изготовление одежды во всём мире, в том числе и в России.
В Санкт-Петербурге, Москве, во всех крупных городах открываются магазины, мастерские, фирмы, торгующие сначала только заграничными, а потом и отечественными товарами: тканями, одеждой, бельём, обувью, модными украшениями. В баснословных по стоимости нарядах поражало всё: пышность отделки, и роскошь аксессуаров, и дорогие ткани, и вышивки. Для богатых купцов и промышленников мода стала элементом престижа: роскошный туалет жены наиболее очевидно подтверждал процветание и деловое благополучие мужа. Купеческая жена (боярыня) куак бы превращалась в ходячую рекламу своего богатого супруга.
Конечно, на этом история русского костюма не заканчивается, но студентов заинтересовала информация о том, что многие люди в то далёкое время считали покрой русской одежды неудобным, смешным и некрасивым. И сегодня, спустя, столетия, старинный костюм уже не кажется смешным, он завораживает своей красочностью и разнообразием (яркие краски тканей, вышивка, кружева, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные украшения и т.д.).
Оживлённый интерес вызвала история о несоответствиях требований внешнего вида костюма (мужского и женского) в разные эпохи, как изображены герои (например, в картине «Встреча византийской царевны» Ф. Бронникова наряд прекрасной царевны немного приукрашен автором по сравнению с картиной «Выбор невесты царя Алексея Михайловича» А. Абрамова).
Несомненно, встреча с прекрасным искусством оставила у нас неизгладимое впечатление, мы узнали много нового об истории русского костюма, нам есть о чём думать и над чем размышлять.
Ольга Брютова, студентка
1 курса ОП «Мировая художественная культура»