Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Удэгейские шаманы
 
  2 декабря 2014

Краеведы Школы педагогики ДВФУ (Е.В.Ковешников, Б.В.Радыгин) и военный писатель В.М.Шевченко, дважды побывав в селе Красный Яр Пожарского района, изъявили желание поделиться со студентами и другими пользователями сайта своими впечатлениями об этом уникальном месте – центре самобытной культуры Приморья, где с трепетом оберегаются исторические традиции удэгейского народа, в том числе шаманство. (На фото. Картина И.И.Дункая «Камлание. Начинающий шаман»).

Недавно по случаю очередной годовщины образования села, депутаты Законодательного собрания края направили в адрес местных жителей поздравление. В документе говорится: "Каждый народ, даже небольшой по своей численности, уникален, а это значит, что вклад малочисленных народов в историю Приморья, по своей сути, тоже уникален". Этим самым депутаты обозначили важную для всех задачу – сохранить территорию традиционного проживания и природопользования народа удэге. Думается, что такая политика обеспечит возможность устойчивого социально-экономического и культурного развития, как национального села, так и края в целом.

Этот вывод особенно важен в наши дни, когда продолжается оживлённая дискуссия, связанная с инициативой краевых властей «оживить территорию», придать жизни аборигенов «новый импульс», создать особую зону гармоничного развития – «Национальный парк» и другие «блага». Со всем этим большинство жителей Красного Яра не согласилось. Эту позицию нам озвучили местные жители. Удэгейцы продолжают утверждать, чтобы их оставили в покое, в противном случае – «они, зная, что придут новые хозяева Бикина, постепенно будут вытеснены из долины реки-кормилицы». В связи с этим летом 2014 г. руководство края заявило, что решение проблем Бикина откладывается. Вскоре стало известно, что уже в декабре 2014 г. документ, регламентирующий создание Нацпарка будет подписан.

Спросите, чем живут в складывающейся ситуации лесные люди-удэгейцы, смогут ли и дальше сохранять самобытную культуру? Ответ на эти вопросы сложный. Нам удалось поговорить с местными жителями и увидеть на Бикине реальную картину. …

Как только стемнело, все жители Красного Яра и его гости собрались у большого костра. Настало время шаманского обряда. Василий Иванович Дункай – удэгейский шаман (брат заслуженного художника РФ И.И.Дункая), в этот раз будет просить у Богов здоровья и благополучия. Бывает, что люди просят, например, удачливой охоты, рыбалки, а студенты и школьники – отличной сдачи экзаменов, иные – полечить от алкоголизма, наркологической зависимости и других бед, постигших человека.

Наследники великих колдунов. Считается, что шаман – посредник между духами и людьми. Он – целитель, предсказатель и толкователь снов. В шаманской вере – жрец. ...

Быть шаманом – дар очень редкий. Последняя шаманка Красного Яра, слепая Надежда Мартынова, лечила простуды, сильные головные боли, а также детей от испуга. Ритуалы всегда проводила на берегу Бикина. Около 20 лет назад шаманка умерла. Тогда удэгейская община осталась без своего жреца. Но свято место пусто не бывает. Через некоторое время появился новый «колдун» Василий Дункай. Своё предназначение он, выходец из большого древнего рода, почувчтвовал, когда ему было 33 года. Удачливый охотник, быстрый и ловкий, Василий вёл жизнь обычного аборигена, жил тайгой и рекой. А потом раз!– «И глаза открылись». Сейчас ему за сорок пять.

– Как становятся шаманом, откуда приходит просветление? – спрашиваем.

– Это сложно объяснить. Просто приходят осознание и бесконечная вера в свои силы. – Василий Иванович мягко улыбается и добавляет: «Шаманы никогда не были богатыми, но это всегда были самые уважаемые люди в общине».

Своими делами и «чудесами» он завоевал уважение и преданность сородичей. Василий с детства отличался некоторыми способностями, но тогда не было учителей, которые могли бы посвятить его в искусство. Перед смертью Надежда Мартынова указала – где следует построить для села мёл (место, где удэгейцы совершают обряды и обращаются к своим Богам). Тогда шаманка показала на тихий и светлый уголок рощи, что на окраине Яра. – Там, священное место, – заявила покойная Мартынова.

Василий Дункай и его единомышленники взялись за работу. Из дерева построили замечательное культовое сооружение. В мёле – три домика. В каждом из них живёт дух Бога. Самого главного зовут Сансимэ. Охотники перед уходом в тайгу просят об удачном промысле у лесного Бога – Лоубату. Женщины обращаются к своему божеству – Нанняше.

Василий следит за мёлом: окуривает место ритуалов от нечистых духов сухими цветками багульника и только после этого проводит обряды.

– Когда к Богам обращаешься, приходишь с дарами – конфетами или лепёшками, – учит Василий.

Если просьба «крупная», приносишь петуха, а если хочешь попросить что-то очень серьёзное, то даже надо резать свинью.

В 2005 г. по приглашению Дальневосточного отделения Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF) для проведения обряда посвящения В.Дункая в шаманы был вызван Валентин Хагдаев – известный в России Великий бурятский колдун. Во время инициации Дункай произнёс клятву: «Здесь, на своей земле, под высоким небом, на берегу Бикина – реки-кормилицы, клянусь помогать своему народу, защищать его и хранить традиции».

Как настоящий шаман, Василий Иванович, был участником II-го Межрегионального этнокультурного фестиваля «Эрдынские игры», которые проводятся в пос. Хутарук, что на острове Ольхон в Иркутской области. По итогам конкурса, оргкомитет отметил Дункая благодарственным письмом «за сохранение традиций и обычаев коренных народов России».

В 2006 г. его пригласили в Москву на Международный семинар «Шаманизм и шаманское целительство: методологический и научно-практический аспекты», организованный Центром по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик при Институте этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук.

Урок на всю жизнь. При Советской власти традиции народа удэге широко не афишировались. Тем не менее, вековые традиции и веру этот народ всё же сохранил. О могуществе своих духов узнавали не понаслышке: – Мне лет восемь было, – вспоминал охотник Иван Геонка (на фото - слева) из с. Красный Яр. (К сожалению, в конце 2013 года этот замечательный человек погиб в тайге. Его смертельно ранил медведь-шатун, – прим. автора данной статьи).

– Один раз мы шли из школы с моим дружком и решили заглянуть в мёл, – рассказывал Геонка. – Меня мать в почтении и уважении к нашим Богам воспитывала, а тут вдруг мой товарищ стал ругаться, стены мёла колотить, домики духов подкидывать. Я ему кричу: "Ты, что творишь! Духи тебе отомстят!". Он не поверил. А на другой день у него ноги распухли, встать не мог, от боли кричал, не переставая. Бабка ему какие-то примочки делала, но ничего не помогало. Я, как только об этом узнал, побежал к нашему шаману, рассказал обо всём. Как же он ругался, балбесом его назвал. Потом шаман всю ночь у его постели провёл, обряды совершал. На следующее утро мальчик был здоров, а колдун слёг: он же часть греха на себя взял, – отметил Геонка.

А вот ещё одно интересное мнение. Иоф Пасар, президент краевой ассоциации коренных малочисленных народов севера Хабаровского края, после камлания, произведённого Василием Дункаем на празднике в Красном Яре заявил: "Сегодня здесь был очень сильный энергетический поток, и это был транс – шаманский транс. То, что он просил на удэгейском языке – оно будет реализовано уже в ближайшее время".

…Пока огонь не догорел, каждый желающий мог обратиться к шаману с просьбой – помочь очиститься от тёмных сил или освятить на удачу амулет.

Шаманская иерархия. Начинающий. О своей миссии будущий шаман узнает, например, выздоровев после тяжёлой болезни. Его на попечение берёт зрелый жрец, который учит бить в бубен, петь шаманские песни. Вскоре молодой начинает самостоятельно шаманить – лечить. Обращаются к нему с легкими заболеваниями. Юный лекарь вызывает своего духа и с его помощью пытается излечивать несчастных. С вербы он срезает длинную стружку и повязывает её себе на локти, голову, колени и щиколотки. Во время камлания со стружки якобы стекает нечисть, болезни и грязь. Шаман забирает их «на себя».

В знак благодарности исцелённые дарят ему нагрудник, расшитый изображениями ящериц, птиц и жаб, а родичи исцелённых дарили фартуки, юбки, штаны, халаты и обувь.

Считается, что звук шаманского бубна – символ космоса, а произнесённые заклинания погружают колдуна в мир духов. Несомненно, что древний языческий культ объединяет все коренные народы. В этом круге всё – как одно племя. Доказав свою силу и умение исцелять больных несерьёзными заболеваниями, нарядившись в новую ритуальную одежду, колдун в присутствии главного шамана проводит специфический обряд. Доказав умение и проявив шаманскую силу, он поднимается на следующую иерархическую ступень – становится средним шаманом.С этого момента ему даётся право излечивать более серьезные заболевания человека.

Говорят, что все удэгейские жрецы искусно владеют гипнозом. Ещё будучи начинающим шаманом, он во сне видит своего духа – тыэнку. Им может быть какой-нибудь зверь, например, тигр, медведь или собака. Невидимой нитью дух «соединяется с пуповиной шамана» и на всю жизнь становится связанным с человеком. Так утверждают удэгейские колдуны.

Каждый раз перед камланием шаман вызывает своего помощника. А вот, когда целителю дарят шапку с металлическими рожками, он становится большим – могущественным шаманом. Его называют Сагди Самани. Этот шаман имеет право отправлять души умерших в Буни (загробный мир) и вызволять оттуда души живых людей. Когда шаман отправляется за душой больного к небесной старухе Тогу Мама, то обязательно надевает под свою шапочку камдэпти с хвостом белого орла. А делает это он для того, чтобы на небе, вблизи Солнца, не потерять зрение и не сбиться с пути. Берестяной козырёк шапочки тянет шамана вниз, а хвост орла, воздушной птицы, помогает подняться ввысь.

Удэгейцы верят, что после смерти душа шамана не умирает. Она вселяется в другого человека. Поэтому, если такое произошло, то он чувствует себя плохо, болеет. Это дух умершего шамана, который мается, донимая людей просьбой: "Возьми меня к себе!". Старики, ранее проживавшие в селе Сяин (теперь Полянки, южная часть селения Ясеневый Пожарского района), глядя на такого страдальца, говорили: "Помните, лет 50 назад жил колдун? Так у него привычки такими же были, как у этого человека. Он и слова так же тянул, и кружку держал по-особому. Точно, это шаманский дух в него вселился".

Что должно быть у каждого шамана? Одежду удэгейским шаманам готовят мастера общины. Раньше своё убранство колуны никогда не стирали, поэтому со временем оно превращалось из белоснежного в темно-серое. Теперь же – всё по-цивильному. У каждого служителя культа имеется бубен из тонкой козьей шкуры и колотушка, обтянутая мехом.

Для отражения чертей и других сверхъестественных сил, которые исходят от других шаманов, имеется деревянный посох. В нижнюю его часть вмонтировано копьё, служащее для отпугивания, а то и уничтожения злых духов. На древке посоха видна нарисованная или искусно вырезанная ящерица. Она доносит шаману обо всех нечистых силах, которые угрожают ему в момент камлания.

Традиционная одежда шамана – халат (покроя «кимоно с правым запа’хом»), изготовленный из ткани или рыбьей кожи, а также штаны с ноговицами, длинные нагрудники (у женщин). Вся одежда богато орнаментирована. Под влиянием русских поселенцев в 20-30-е годы прошлого века появились рубахи и брюки, в основном изготовленные из хлопка.

Камлание обязательно проводится у огня (очага)!

Битва шаманов. Великие шаманы нередко воюют друг с другом. Каждый из них считает себя сильнее соперника, поэтому непременно стремится подчинить противника. Хотя они могут жить на разных территориях, например, один на реке Бикин, другой – на Имане (Большой Уссурке), расстояние между ними около 350 км, но чувствуют друг друга. Сражаются Великие шаманы (Сагди Самани) не копьями. Каждый мысленно направляет своего тыэнку (личного, духовного помощника) на противника. Дерутся духи, а побои принимают люди.

Однажды такой незримый бой наблюдал В.К.Арсеньев. Он рассказывал: «Я заметил, что шаман, который «победил в бою соперника, несколько дней находился «взаперти», а за время сражения на его теле появились страшные кровоподтёки. Он слабел на глазах, как будто из него кто-то вытягивал жизнь».

…Если никто не уступал, битва заканчивалась гибелью одного из Великих колдунов. Его дух погибал, и вслед умирало тело. Если же кто-то признавал, что слабее соперника, то возвращался в категорию средних шаманов. После этого он продолжает «лечить» людей, но переправлять души в Буни право теряет. Если же такой шаман совершает путешествие в загробный мир, то на «белый свет» никогда не возвращается.

– Солнце, это – главный люди, – говорил проводник Арсеньева Дерсу Узала. Он, часто поучая стрелков и казаков, доказывая: «Огонь, вода и ветер – тоже сильный люди», их можно только просить, но никогда нельзя гневить и проклинать». А ведь это – правда! Именно так нам, участникам ряда экспедиций на Бикин и Иман, показалось, когда крепко познакомились с удэгейцами и, конечно же, с их «всемогущим» шаманом – Василием Дункаем, побывав у него дома.

Войдя в помещение, где располагается атрибутика колдуна, сразу почувствовалось присутствие чего-то необычного. На стенах развешены обрядовые предметы, в частности, отпечаток тигровой лапы и высушенная нога молодого изюбра, и двойные рожки, вмонтированные в шапочку, а также кинжалы, посох с выгравированной ящерицей и маски с орлиными перьями, и искусно сшитые тапочки-чуни, и шаманские штаны, и шарфы. Особое внимание мы обратили на сушёные змею и лакированную жабу. Этот амулет «защищает» грудь. Перед камланием наш давний знакомый, интересный, даже в какой-то степени, загадочный человек – «Великий удэгейский шаман» по имени Василий, вешает его в первую очередь.

Когда мы отплывали от Красного Яра вверх по Бикину в край непуганых птиц, причудливых скал и таинственной тайги, то вдруг подумалось – хорошо бы провести обряд камлания с участием В.И.Дункая в г. Уссурийске, например, на теперешнем пустыре, где находилось здание бывшей Женской учительской семинарии, в котором выступал в 1922 году на Первом съезде краеведов исследователь Уссурийского края В.К.Арсеньев. Может быть, шаманская инициация напомнит жителям города, в том числе и властям, об этом факте и о том, что надо беречь историю города и традиции, не только нашей большой, титульной нации, но и малочисленных народов России. Хорошо бы!

Лауреат премии имени В.К.Арсеньева, начальник экспедиций
Василий Шевченко




 


Website Security Test