28-29 апреля 2015 года в Дальневосточном федеральном университете состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы».
Цель конференции: консолидация усилий взаимодействия специалистов образования и науки, представителей педагогической практики, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое, коррекционно-развивающее, социальное и медицинское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования для реализации инклюзивного образования в Российской Федерации, в городе Владивостоке и Приморском крае.
Организаторы конференции: Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, кафедра педагогической психологии.
Участники конференции. В конференции приняли участие 253 человека из 12 регионов Российской Федерации, 12 городов и 22 муниципальных районов Приморского края. Среди них: ученые; научные сотрудники и преподаватели ВУЗов; руководители образовательных организаций, методисты, педагоги, реализующие инклюзивное обучение и воспитание; специалисты здравоохранения, социальной защиты; студенты, аспиранты и магистранты; родители детей с ограниченными возможностями здоровья; представители общественных организаций, решающие проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями.
На открытии I Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы» выступили:
- Соппа Игорь Владимирович - проректор по учебной и воспитательной работе ДВФУ;
- Пишун Сергей Викторович - директор Школы педагогики ДВФУ;
- Хрущева Татьяна Владимировна - депутат фракции "Справедливая Россия", зам. председателя комитета Законодательного Собрания Приморского края по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного Собрания;
На пленарном заседании с основными докладами выступили:
- Алехина Светлана Владимировна - директор Института проблем инклюзивного образования «Московский городской психолого-педагогический университет», Почетный работник образования РФ.
- Кутепова Елена Николаевна - зам. директора Института проблем инклюзивного образования «Московский городской психолого-педагогический университет».
- Соловьева Татьяна Александровна - директор Института детства, «Московский педагогический государственный университет».
На конференции работали 5 секций: «Методологические и организационные аспекты инклюзивного образования», «Актуальные вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Проблемы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии как интегративной структуры», «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогические и медико-социальные основы сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья».
На заседаниях секций были заслушаны 52 доклада.
Участники конференции обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих вопросов организации инклюзивного образования:
- тенденции и противоречия реализации инклюзивного образования на современном этапе;
- региональную специфику развития инклюзивного образования;
- нормативно-правовую базу реализации инклюзивного образования;
- концепцию разработки федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- направления и содержание деятельности психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК);
- ресурсное обеспечение реализации инклюзивного образования;
- проблемы диагностики и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе раннего детства;
- актуальные вопросы комплексного сопровождения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, двигательными и речевыми расстройствами, сенсорными нарушениями, после кохлеарной имплантации, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), расстройствами аутистического спектра (РАС);
- использование инновационных и информационных технологий в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- направления работы с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.
Участники конференции познакомились с опытом психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты города Владивостока и Приморского края.
Участники конференции отметили:
- принципиальные изменения реализации инклюзивного образования в связи с принятием Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 6 апреля 2015 года № 68- ФЗ);
- своевременность и актуальность привлечения внимания исполнительных органов власти, работников образования, здравоохранения и сферы социальной защиты населения к проблеме развития инклюзивного образования;
- необходимость использования опыта организации инклюзивного образования и его содержательных технологий, имеющийся в Российской Федерации и за рубежом в педагогической практике г. Владивостока и Приморского края.
- необходимость разработки региональной модели реализации инклюзивного образования в Приморском крае и г. Владивостоке.
На итоговом пленарном заседании участники конференции согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений в реализации задач организации и развития инклюзивного образования в г. Владивостоке и Приморском крае и выработали следующие РЕКОМЕНДАЦИИ по его дальнейшему развитию.
- содействовать созданию и внедрению системы сетевого взаимодействия образовательных организаций по ресурсному сопровождению инклюзивного образования;
- координировать работу по разработке модели реализации инклюзивного образования в Приморском крае и городе Владивостоке с учетом региональных особенностей;
- обеспечивать инклюзивное образование специалистами: дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, социальными педагогами, осуществляющими систематическую коррекционную помощь детям, имеющим особые образовательные потребности.
- под патронатом Школы педагогики кафедры педагогической психологии создать Центр психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- на базе кафедры педагогической психологии Школы педагогики разработать проект научного консультативно-методического Ресурсного центра по организации комплексного сопровождения субъектов инклюзивного образования и способствовать его реализации;
- кафедре педагогической психологии Школы педагогики разработать и реализовать образовательный стандарт Дальневосточного федерального университета по направлению подготовки 44.03.03, 44.03.04 Специальное (дефектологическое) образование в 2016 году;
- кафедре педагогической психологии разработать и реализовать программы повышения квалификации и переподготовки специалистов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на различных уровнях инклюзивной образовательной вертикали;
- подготовить и провести Международную научно-практическую конференцию «Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» в 2017 году.
- способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию и реализации его принципов в профессиональной среде специалистов образования, здравоохранения и социальной защиты, широкой общественности и в СМИ;
- способствовать созданию условий для воспитания инклюзивной культуры населения;
- на основе межведомственного взаимодействия осуществлять программы по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
- развивать международные контакты и связи с организациями, осуществляющими сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечивать всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
- содействовать формированию позитивного отношения общества к инвалидам и информирование общества о положении инвалидов;
- осуществлять постоянное взаимодействие с органами представительной и исполнительной власти в решении проблем образования, медицинского обслуживания, социальной защиты;
- сотрудничать с общественными объединениями, действующими в интересах инвалидов на внутрироссийском и международном уровне;
- содействовать и участвовать в организации научных исследований по проблематике инвалидов;
- реализовывать благотворительные программы по оказанию коррекционной, психологической, медицинской и социальной помощи инвалидам в условиях инклюзивного образования;
- проводить кампанию в поддержку инклюзивного образования в родительских сообществах, широкой общественности и в СМИ.