Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Лето - замечательная возможность для путешествий, и не только!
 
  10 июля 2015

Лето – замечательная возможность для путешествий и получения новых впечатлений. В дальневосточном регионе есть уникальное место, где сохранились памятники древнего искусства. Это село Сикачи-Алян с его петроглифами.

Небольшое нанайское село находится в 75 км от города Хабаровска на правом берегу Амура, вниз по течению. Если ехать по комсомольской трассе, то свернув на проселочную дорогу, до села нужно проехать около 10 км.

Согласно переписи 2010 года в селе Сикачи-Алян проживают 265 человек, преимущественно коренные нанайцы. Среди проживающих есть также русские, немец, эвенк, ханты. Кроме традиционных промыслов – рыбалка, охота, - люди заняты в туристической, сувенирной, образовательной, культурно-просветительской деятельности. Почти все нанайцы – художники, одаренные от природы чувством ритма, цвета, композиции. С малых лет практически все девочки и мальчики делают сувениры – обереги, игрушки, коврики, посуду, которые можно встретить на выставках, ярмарках, в сувенирных салонах и киосках.

Нанайцы - народ доброжелательный. Они давно привыкли к туристам, приезжающим к ним со всех концов света. Вместе с нами в Сикачи приехала делегация из Японии.

Основными достопримечательностями села являются петроглифы. По мнению ученых, первые рисунки возле села Сикачи-Алян были выбиты еще 14 тысяч лет назад, более поздние - 4-5 тысяч лет. Изображения относятся к эпохам мезолита, неолита, раннего железного века и раннего Средневековья. Все рисунки нанесены методом глубокой желобчатой выбивки. Исследователи предполагают, что первые рисунки выполнены каменными инструментами, а последние - железным. Наиболее поздние петроглифы датированы 3 тысячелетием до н.э.

На камнях изображены личины, звери, птицы, змеи, лодки, лунки, ямки и концентрические круги. Археологи предполагают, что дикие лошади, изображенные на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период. Среди петроглифов встречается изображение мамонта, которых, возможно, встречали древние охотники.

В научной литературе описано около 150 петроглифов Сикачи-Аляна. Первые записи сделаны в 1859 году Р.К. Мааком. Изучением сикачи-алянских петроглифов в разное время занимались В.А. Альфтан (1894), Л.Я. Штернберг, В.К. Арсеньев.

Мировую известность петроглифы Сикачи-Аляна приобрели в 1935 году после исследований академика А.П. Окладников. До наших дней их сохранилось немного - около 200.

Камни расположены в затапливаемой зоне, поэтому не всегда можно увидеть те два десятка рисунков, которые уцелели на берегу Амура в районе села. Во время весенних ледоходов петроглифы повреждаются льдинами. Некоторые затянуты илом или занесены песком, другие находятся в воде, многие утрачены безвозвратно.

С наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии и сделаны бетонные муляжи, которые являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова).

Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения - шаманизма и национальным символом нанайского народа. Здесь организован музей под открытым небом. А в центре села расположился этнографический музей.


А.В. Афанасенко,
доцент кафедры педагогики
Фото В. Дубовой, Е.Киреевой




 


Website Security Test