Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Первый педагогический опыт
 
  29 октября 2015

Сегодня при переходе на новые образовательные Стандарты (ФГОС) общего образования (начального, основного, среднего) наше общество переживает очередной всплеск интереса к воспитательной деятельности; к изучению вопросов о включении учащихся в разнообразные виды внеурочной деятельности. И это не случайно, ведь от того, как воспитано подрастающее поколение, зависит будущее нашего общества. О том, каким образом необходимо осуществлять воспитательную деятельность в сегодняшней школе, велись и ведутся дискуссии, как в среде педагогического сообщества, так и в среде родителей.

Результатом дискуссии стала разработка и принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет воспитательную работу в современной школе в свете перехода на новые образовательные Стандарты общего образования.

Следует отметить, что Концепцию как рамочный документ, развивают ряд методических рекомендаций и разработок. Они составляют единый методический комплекс по реализации идей, заложенных в Концепции. При их составлении коллектив разработчиков руководствовался ступенчатым принципом реализации ФГОС, что можно наглядно увидеть по структуре и особенностям пособий. В частности, первоначально были разработаны методические пособия для начальной школы, затем для первой ступени основного общего образования (5–7 классы), затем для второй ступени основной школы (8–9 классы).

Студенты, как будущие педагоги, должны быть подготовлены к организации и осуществлению воспитательной работы со школьниками в свете требований новых образовательных Стандартов общего образования. Для этого они изучают базовые и специальные педагогические дисциплины. В частности, в рамках изучения дисциплины «Основы духовно-нравственного воспитания» студенты знакомятся с направлениями, содержанием, формами, методами организации духовно-нравственного воспитания учащихся. Этим на занятиях осуществляется теоретическая подготовка будущих учителей. Но, как известно, любая теория не может существовать без практики. Для организации практической подготовки студентов существует педагогическая практика, но она, к сожалению, отодвинута в учебном плане на более позднее время.

Для того чтобы лучше реализовать принцип сочетания теоретической и практической подготовки будущего специалиста мы в своей деятельности со студентами 3-го курса ОП «Начальное образование» решили не дожидаться выхода на педагогическую практику для проведения классных часов. Проводить классные часы было решено в ходе непосредственного изучения дисциплины, связанной с подготовкой к воспитательной работе. Поскольку Концепция духовно-нравственного воспитания реализуется в системе образования уже 5-й год, то для проведения классных часов были определены школьники 1-5 классов. Особо следует подчеркнуть, что для проведения классных часов удалось договориться не только с общеобразовательными школами города Уссурийска, но и с Уссурийским суворовским военным училищем, которое по организации всего учебно-воспитательного процесса сильно отличается от обычной школы.

Для проведения мероприятий со школьниками студенты учебной группы (30 человек) были разбиты на пары. При проведении классного часа один выполняет главную роль – ведущего, второй – помощника (затем роли меняются). Поскольку классный час является одной из основных форм осуществления воспитательной работы, то на нем важно обеспечить деловое общение с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу. Чем ярче и интереснее проходит классный час, тем больше запоминается он ребятам, оставляя след в их сознании и влияя на последующее поведение.

На сегодняшний день студенты уже провели первые классные часы на базе Уссурийского суворовского военного училища. С большим интересом для воспитанников 5 «Б» и 5 «В» классов прошли классные часы по темам: «Символы России», «Говорим правильно», «Великое прошлое надо уважать», «Жизнь, ставшая легендой. А.В. Суворов», «Толерантность» (более подробный отчет о проведенных мероприятиях будет представлен в следующих заметках). Будущие педагоги использовали различные воспитательные методы и технологии. С их помощью удалось вовлечь в активную работу всех ребят; грамотно организовали работу в группах; осуществить развитие у суворовцев умений готовить мини-проекты; создать условия для эмоционального развития воспитанников.

Суворовцы положительно отнеслись к студентам, легко вступили с ними во взаимодействие, оказались довольны проведенными классными часами. Сами студенты, которые первоначально боялись идти проводить классные часы, с большим удовольствием включились в данный вид деятельности. Им понравилось непосредственное живое общение с детьми. Таким образом, студенты получают первый педагогический опыт, который пригодится им в ходе дальнейшего профессионального роста и развития.

И.Н. Шабля,
старший преподаватель кафедры педагогики
Фото: В.В. Зубов, Д.А. Китаев




 


Website Security Test