Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Информация о работе Всероссийской научно-практической конференции
 
  2 марта 2016

4 февраля 2016 года в Школе педагогики ДВФУ на базе двух кафедр русского языка, литературы и методики преподавания и философии и социально-гуманитарного образования проходила VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы коммуникации», посвящённая Году литературы – 2015.

На пленарном заседании было представлено 4 доклада, связанных с дальневосточной тематикой (А.Г. Брюханов, Е.Д. Соловьёва, А.А. Новикова и Е.Н. Сергеева). Особый интерес вызвал доклад директора Краевой библиотеки им. А.М. Горького Александра Георгиевича Брюханова «Птицы возвращаются в сны. Книги возвращаются в жизнь». Впервые на русском языке документально–художественная проза С.М. Салинского (Польша) о детских и юношеских годах, проведённых в Приморье. Впервые участники и гости конференции познакомились с документально–художественной прозой польского писателя С.М. Салинского, который в своё время жил на Дальнем Востоке и посвятил этому пребыванию свои воспоминания. Доклад сопровождался не менее интересной презентацией о жизни писателя. Директор научной библиотеки Школы Педагогики ДВФУ Елена Дмитриевна Соловьёва посвятила свой доклад международному сотрудничеству в сфере профессионального образования РФ и КНР. Она рассказала о вопросах истории и современного состояния международного сотрудничества университетов России и Китайской Народной Республики, участии в этом процессе библиотек вузов, использовании новых информационных технологий в организации международного обмена ресурсами. Доклад Альбины Алексеевны Новиковой «Размышляя о жизни…»: Москва – Дальний Восток (к 125-летию путешествия А.П. Чехова на о. Сахалин) был приурочен к 155-летней годовщине со дня рождения замечательного русского писателя А.П. Чехова и 125-летию его пребывания на Дальнем Востоке. А.П. Чехов отправился в это героическое путешествие, где впереди его ожидали «страшенный холодище» днём и ночью, борьба «не на жизнь, а на смерть». А.П. Чехов совершил гражданский подвиг, написав книгу «Остров Сахалин» после поездки на каторжный остров и засвидетельствовал всему миру, по словам самого писателя, «сей жёсткий арестантский халат». Перед участниками конференции с не менее интересным с точки зрения краеведения докладом выступила историк–краевед Елена Николаевна Сергеева, рассказавшая об Александре Алексеевиче Масленникове (1866-1917). Это был один из самых известных коммерческих деятелей Владивостока конца XIX – начала XX вв., имя которого в те годы открывало списки многих благотворительных организаций и начинаний в городе: Директор Русско-китайского банка, основатель Владивостокской торговой биржи и Владивостокского коммерческого училища, бессменный председатель Общества поощрения коннозаводства — вот далеко не полный перечень его заслуг. Но в советский период имя А.А. Масленникова было забыто и предано забвению. Доклад (и статья) Елены Николаевны — первая попытка провести на основе архивных документов глубокое исследование жизни и деятельности А.А. Масленникова и представить неизвестные страницы его биографии.

После обсуждения докладов состоялись секционные заседания, в работе которых приняли участие 26 преподавателей, аспирантов и магистрантов Школы педагогики ДВФУ, МГУ (Владивосток), ДВФУ (о. Русский), Краевой библиотеки (Владивосток), Центра детского творчества (Владивосток), Приморского краевого драматического Театра Молодёжи (Владивосток).

На конференции было сформировано 3 секции. По словам руководителя секции «Проблемы изучения литературы и литературного краеведения Дальнего Востока и Восточного зарубежья. Проблемы изучения русской литературы ХIХ–ХХ вв.» к.ф.н., доц. Плотниковой Н.И., все доклады были прочитаны на высоком научном уровне, вызвавшие неподдельный интерес у слушателей, студентов и магистрантов. Темы докладов были самые различные, но никого не оставили равнодушными. Например, «Анималистические проекции в песнях А.Н. Вертинского» (Т А. Гавриленко), «Стихотворение Е. Крюковой «ТУЛУЗ-ЛОТРЕК»: опыт интерпретации» (Н. В. Беляева), «К проблеме нравственного выбора С. Довлатова» (В. С. Бондарь), «Индивидуальный характер романтической фантастики Н.В. Гоголя в литературоведческих трактовках» (Т.В. Кривоус), «Пейзаж в очерках В.К. Арсеньева «Сквозь тайгу» (Н.И. Плотникова), «Формальный анализ текстовой информации» (В.С. Ким). Значимыми с точки зрения научного и познавательного интереса были выступления наших гостей из Владивостока И.С. Трусовой («Виталий Коржиков: владивостокские страницы») и Л.Л. Мирошниченко («Литературное краеведение в системе литературного образования детей»).

Руководитель секции «Исследования дальневосточных учёных. Проблемы обучения русскому языку иностранных студентов» к.п.н., доц. Калмыкова С.А. отметила, что все выступления участников были содержательными. Особенно порадовали магистранты Тимофеева Т.В. (науч. рук. Маринченко И.А.), Кривошей Е.С. и Плотникова Л.В. (науч. рук. Щербакова А.Н.), представившие результаты своих научных исследований. Доклады преподавателей И.А. Маринченко («Прагматические особенности использования местоимений в речи В.С. Черномырдина»), С.А. Калмыковой («Учебно-речевые ситуации в обучении письменной речи иностранных студентов»), Т.И. Томиловой («Иноязычные названия автомобилей в русском речевом обиходе») и Л.Н. Добрянской («Языковые аспекты восточнославянской культуры в процессе формирования личности студента») различны по своей тематике, но каждый из них отражает научные интересы исследователей по проблемам изучения русского языка и его преподавания.

Особенно многочисленной была секция «Проблемы межкультурной коммуникации в Приморье и на Дальнем Востоке. Развитие культуры и общества» под руководством О.В. Плотниковой (11 докладчиков). Вот что отметила руководитель секции:

«Последовательность и логическое построение структуры работы секции позволило добиться целостного восприятия разнообразных тем её участников. Все доклады сопровождались презентациями.

Доклад Л.Г. Осадчук был посвящен опыту борьбы с неграмотностью в Приморском крае при помощи поддержки на государственном уровне организации и работы изб-читален в 1922–1951 гг. На богатом статистическом материале были продемонстрированы успехи преодоления безграмотности за короткий промежуток времени. И.В. Пчела представила интересный материал строительства сельских школ в Приморском крае, их архитектурных особенностей, условия обучения в них учеников и трудности, с которыми сталкивались учителя.

Т.Н. Лукерина представила опыт аннотирования фильмографии «Владивосток в художественном кино» в Приморской государственной публичной библиотеке им. А.М. Горького.

С.А. Платонова поделилась исследованием социальных и этнокультурных особенностей коренных народов Приморского края (на примере народов удэге). Были рассмотрены проблемы миграции данного этноса.

Образовательной политике РФ: от модели к реальности был посвящён доклад Г.В. Довгаль, в котором выявлены проблемы и перспективы развития современной системы образования. Е.И. Сёмкина поделилась результатами своего исследования в области образования поликультурной среды. А Н.А. Шурина уделила внимание важному вопросу социальной ответственности в практической деятельности российских предпринимателей.

Все доклады активно обсуждались участниками и гостями, принявшими участие в работе секции».

16 преподавателей изъявили желание принять заочное участие в конференции. Заявки поступили из Москвы, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока, Уссурийска (ФГОУ ВПО «Приморская ГСХА»), Северо-Восточного университета (г. Шеньян, КНР), университета (г. Харбин, КНР) и др. Все статьи будут включены в сборник научных материалов и после их публикации с ними можно будет познакомиться в библиотеке Школы педагогики ДВФУ. Участники конференции получили сертификаты.

Выражаем искреннюю благодарность всем преподавателям, аспирантам, магистрантам за выступление на конференции, всем, кто помогал в подготовке, организации и проведении такого представительного научного форума Школы педагогики ДВФУ.

 

Редакционный совет конференции.





 


Website Security Test