Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
В Кокшаровке установят памятную доску
 
  11 марта 2016

Уссурийские краеведы, в том числе представители туристического клуба «Полюс» Школы педагогики ДВФУ, продолжают экспедиционную деятельность на маршрутах открывателя Уссурийского края Владимира Клавдиевича Арсеньева, считая, что такая работа играет важную роль в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В июне 2016 г. исполнится 110 лет одной из первых и весьма значимых арсеньевских экспедиций в центральную часть современного Приморья, продолжительность которой составила 190 суток (с 19 мая по 17 ноября по ст. ст.) 1906 г. Тогда путь пролегал от села Успенка (теперь – пос. Кировский) через деревни Загорная и Кокшаровка (в Чугуевском районе). Далее отряд пошёл вдоль рек Фудзин, Тадуши (Павловка, Зеркальная) и вышел к бухте Ольга, затем двинулся на север к бухте Терней. Оттуда, перевалив хребет Сихотэ-Алинь и спустившись по реке Колумбе, экспедиция достигла посёлка Сидатун (Мельничное). В дальнейшем – по реке Иман (Большая Уссурка) направилась к станции «Иман» (теперь – «Дальнереченск»).

Краеведы из Уссурийска решили отметить в Кокшаровке юбилейную дату и установить памятную мемориальную доску в этом селе. Текст гласит: «В период с 03 по 06 июня 1906 г. в с. Кокшаровка находился отряд во главе с В.К.Арсеньевым – учёным, путешественником, внёсшим огромный вклад в изучение и освоение Уссурийского края». Внизу подпись: «Экспедиция краеведов г. Уссурийска. 2016 г.». Автор проекта Шевченко В.М. (г. Москва).

Уже проведены переговоры с руководством поселения, получено разрешение на проведение работ. Выезд из Уссурийска запланирован на начало мая с.г.

Село Кокшаровка образовано в 1903 году. Поселение расположено на правом берегу реки Уссури, в 12 км ниже впадения в неё р. Павловка. Расстояние от автомобильной дороги «Осиновка – Рудная Пристань» до Кокшаровки – около 13 км. В 1903 г. в нём было всего 22 двора. Дальше на восток от этой деревни русских поселений не имелось. До самого моря жили только китайцы, которые занимались охотой, соболеванием и поиском женьшеня.

Численность населения Кокшаровки постепенно уменьшается. Так, в 2002 году здесь проживало 1412 чел., а в середине 2015 г. – 1104 человека.

В 2000-е годы через р. Уссури построили мост, соединяющий Кокшаровку с поселением Полыниха, которое находится на левом берегу реки.

О переходе от Успенки к этому селу и пребывании в нём В.К.Арсеньев рассказал в 9-й главе книги «По Уссурийской тайге» (Примиздат. Вл-к, 1947 г., стр. 91-104). Вот как описывал путешественник тяжёлый переход от деревни Загорная до Кокшаровки через горы и тайгу с неудачливым проводником, старовером Паначёвым, а также впечатление Арсеньева о пребывании отряда в этой деревне. Экспедиция находилась там трое суток. Солдаты и казаки занимались ремонтом упряжи, чинили обувь и одежду, сушили имущество и отдыхали. Начальник экспедиции и генерал Рутковский проводили беседы с местными жителями, изучали их быт и материальное положение. В один из дней Арсеньев посетил деревню Нотохоузу (теперь – Саратовка), расположенную в 17 км сев. Кокшаровка.

Особое значение этой экспедиции придавал генерал-губернатор Приамурского края П.Ф.Унтербергер, В тот период требовалось более серьёзное изучение региона для последующего его обустройства в военном, колонизационном и экономическом отношениях. На проведение этого крупного мероприятия по линии военного ведомства и Императорского Русского географического общества было выделено несколько тысяч рублей. При планировании похода рассчитывали, что затраченные средства обязательно пойдут на пользу стране. Итоги работы были впечатляющими. Надежды Унтербергера оправдались. Поэтому в конце 1906 г. он направил в Санкт-Петербург представление к награждению В.К.Арсеньева орденом Святого Владимира IV ст. за проявленное усердие и высокие результаты экспедиционной деятельности в этом году. Однако офицера наградили орденом низшего ранга – Св. Станислава II ст. а не орденом Св. Владимира. Узнав об этом, Унтербергер (сенатор с большим авторитетом) сразу же обратился в Высший законодательный орган с письмом, в котором обосновал необходимость нового награждения Владимира Клавдиевича за огромный вклад в исследование Уссурийского края орденом Святого Владимира IV ст. Сенат большинством голосов утвердил решение. В итоге получилось, что в 1907 году (17 марта и 14 октября), Арсеньев был награжден дважды.

Для Владимира Клавдиевича, как руководителя экспедиции, значительная её часть была трудной не в физическом отношении, а в моральном, поскольку в ней принимал участие начальник штаба Приамурского военного округа генерал-лейтенант Пётр Константинович Рутковский, который прошёл путь от Успенки до бухты Ольга. Присутствие в составе отряда столь высокого военного чина, известного выходца из знаменитой четы Рутковских, потребовало от Арсеньева проявления высокого чувства ответственности, огромного напряжения духовных и моральных сил, собранности, умения руководить людьми в экстремальных условиях. Любое, пусть даже пустячное происшествие в походе, негативно сказывалось на состоянии руководителя экспедиции и его подчинённых, которые «…не должны были бурно проявлять своё отношение к произошедшему событию, чтобы не ударить в грязь лицом перед военачальником такого высокого ранга».

Забегая наперёд, следует сказать несколько слов о Рутковском как участнике экспедиции и отзыве Арсеньева об этом генерале. Вот что говорил Владимир Клавдиевич: «Когда отряд прибыл в Ольгу (21 июня по ст. стилю), то через два дня из Владивостока за Рутковским пришёл миноносец «Бесшумный». Вечером начальник штаба распрощался с нами и перешёл на судно. На другой день на рассвете миноносец вышел в море. П.К.Рутковский оставил о себе в отряде самые лучшие воспоминания, и мы долго не могли привыкнуть к тому, что его более нет с нами».

Важно отметить, что именно в ходе этой экспедиции 03 августа (16-го по н. ст.) 1906 г. в верховьях реки Тадуши (Зеркальная) В.К.Арсеньев впервые встретился с охотником, лесным скитальцем Дерчу Очжалом (Дерсу Узалой) – будущим известным проводником. Вскоре после этого события Арсеньев лично сфотографировал гольда. На оборотной стороне снимка имеется надпись, выполненная В.К.Арсеньевым с указанием даты. Дерсу работал с исследователем в двух крупных походах (1906 и 1907 гг.). В общей сложности – более полутора лет.

На протяжении многих лет меня, автора этих строк, не покидало желание при удобном случае поведать читателям о переходе отряда Арсеньева к деревне Кокшаровка, поскольку именно в этой экспедиции Владимир Клавдиевич, постепенно приобретая опыт и становясь настоящим исследователем, проявил себя целеустремлённым, требовательным, грамотным офицером-руководителем. Весьма поучительным является и то, как Арсеньев описывал в книге эту часть маршрута, делился методикой ведения в походе дневников и разработки схем-зарисовок. В наши дни целесообразно было бы использовать его рекомендации в ходе руководителей туристических групп действиям в горно-лесистой местности и другим вопросам походной жизни в любое время года и суток.

Проводник Паначёв, взятый Арсеньевым в деревне Загорная, утверждал, что расстояние от этого селения до Кокшаровки он проходил налегке в течение одного дня. Это явилось неправдой. Реально путь занял трое суток. Пришлось блуждать по дремучей тайге. Так, Арсеньев отмечал: «Около полудня мы сделали большой привал. Люди тотчас же стали раздеваться и вынимать друг у друга клещей из тела. Плохо пришлось Паначёву. Он всё время почёсывался. Клещи набились ему в бороду и в шею. Обобрав клещей с себя, казаки принялись вынимать их у собак. Умные животные отлично понимали – в чём дело и терпеливо переносили операцию. Совсем не то лошади: они мотали головами и сильно бились. Пришлось употребить много усилий, чтобы освободить их от паразитов, впившихся в губы и веки глаз».

Особый интерес вызывает отдельное повествование Арсеньева о то, как надо ориентироваться при движении по горно-лесистой местности, вести дневник наблюдений, делать зарисовки, а также на чём должен акцентировать внимание каждый руководитель туристической группы.

Путевые записи следует делать безотлагательно на месте наблюдения. Если этого не сделать, то новые картины, новые впечатления заслоняют старые образы и виденное забывается. Эти заметки можно делать на краях планшета или в особой записной книжке, которая всегда должна быть под рукой. Вечером сокращённые записки подробно заносятся в дневники. Этого тоже никогда не следует откладывать на завтра. Завтра будет своя работа.

В походе Арсеньев убедился, что проводник был человеком непутёвым. Его рекомендовал староста деревни. «Проводник сначала вёл нас по сделанным им лично затеска. Но вскоре они были потеряны. Пришлось то карабкаться на гору, то идти косогором, то опять спускаться в долину. Обыкновенно, когда заблудишься, то уже идёшь без расчёта… Целый день отряд был в пути. Остановились там, где застигла ночь. Невесело было на биваке. Сознание, что мы заблудились, действовало на всех угнетающим образом. Особенно грустным казался Паначёв. Он вздыхал, посматривал на небо, ерошил волосы на голове и хлопал руками пополам своего армяка. Он совсем растерялся и, говоря сам с собой, произнёс: «Вот беда-то! – Как на грех потерял затёски!».

Опыт показывает, что проводников для экспедиций следует искать руководителем лично. Затраченные время и усилия непременно оправдаются.

«…На вечернем совещании было решено – строго придерживаться восточного направления и не слушать больше Паначёва.

На другой день чуть свет мы были уж на ногах. В том положении, в котором мы находились, поспешность была необходима. Пройдя километра два с половиной от бивака, мы вдруг совершенно неожиданно наткнулись на затёски. Они были старые, заплывшие.

– Чьи это затёски? – спросил Мерзляков (заместитель начальника экспедиции).

– Китайские, – отвечал Паначёв.

– Значит, и у вас в тайге есть китайцы? – спросили его казаки.

– Где их нет? – ответил старовер. – В тайге насквозь китайцы. Куда только не пойдёшь, везде их найдёшь…».

Далее Арсеньев писал: «Перед вечером первый раз появилась мошка, которую местные жители называют гнусом. После её укусов лицо опухает, как при рожистом воспалении. Дня через два-три организм вырабатывает иммунитет и опухоль спадает… Самой рациональной защитой от мошкары являет волосяная сетка. Она достаточно прочна и не так нагревается от солнца, как металлическая. Некоторые рекомендуют мазаться вазелином. Я пробовал и могу сказать, что это средство никуда не годится. Однако самое лучшее средство – это терпение. Нетерпеливого человека гнус может довести до слёз.

Запасшись этим средством, мы шли вперёд до тех пор, пока солнце совсем не скрылось за горизонтом. Паначёв тотчас же пошёл на разведку. Было уже совсем темно, когда он возвратился на бивак и сообщил, что с горы видел долину реки Улахэ (Уссури) и что завтра к полудню мы выйдем из леса. Люди ободрились, стали шутить и смеяться… Часов в восемь вечера с западного направления послышались громовые раскаты. Однако тревога оказалась напрасной. Гроза прошла стороной.

Утром, как только мы отошли от бивака, тотчас же наткнулись на тропу. Она оказалась зверовой и шла куда-то в горы. Паначёв повёл нас по ней. Мы начало было беспокоиться, но на этот раз он оказался прав. Вскоре мы увидели небольшую фанзу. Почуяв конец пути, лошади прибавили шаг. Наконец показался просвет, и вслед затем мы вышли на опушку леса. Перед нами была долина Улахэ (Уссури). Множество признаков указывало на то, что деревня недалеко…

Через несколько минут мы подошли к реке и на другом её берегу увидели Кокшаровку. Старообрядцы подали нам лодки и перевезли на них сёдла и вьюки. После столь изнурительного перехода люди очень устали, лошади тоже нуждались в отдыхе».

В наши дни на том месте, у реки Уссурка, куда вышел отряд Арсеньева, расположено поселение Полыниха, которое в административном отношении подчинено руководству Кокшаровки.

Шестого июня (19-го – по н. ст.) 1906 г. арсеньевский отряд оставил это село и направился на восток, к морю.

Пожелаем уссурийским краеведам успехов в реализации намеченных мероприятий!

 

Василий Шевченко,
военный писатель,
лауреат премии им. В.К.Арсеньева.
Автор рисунка Н.А.Устинов.
Фотокопия Шевченко В.М.





 


Website Security Test