Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Остановиться и «перезапуститься»
 
  13 октября 2016

7 октября 2016 года состоялся тренинг для студенческих лидеров по профилактике эмоционального выгорания.

Согласно одному из определений, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это «реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности». Как правило, этому психологическому состоянию в большей степени подвержены представители тех профессий, которые имеют много контактов с другими людьми (например, врачи и педагоги). Но и учащуюся молодежь эта проблема не обошла стороной. Радует в этой ситуации то, что среди студентов Школы педагогики ДВФУ есть те, кто эту проблему уже осознает для себя и готов с ней бороться.

Ведущая тренинга, начальник управления воспитательной работы и молодежной политики Школы педагогики ДВФУ Г.В. Хомулло начала работу со студентами с простой беседы о самочувствии и о том, чего группа ожидает от мероприятия. Галина Викторовна объяснила взаимосвязь синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания, указав на три шага, которые нужно сделать для того, чтобы выйти из этого далеко не безобидного состояния. Таких шагов три:

  1. 1. Остановиться;
  2. 2. включить логику;
  3. 3. «перезапуститься».

Каждый желающий побороть свой синдром эмоционального выгорания должен, прежде всего, честно ответить сам себе на вопросы о своей основной деятельности: для чего я это делаю, какой в этом смысл, приносит ли это мне радость? Необходимо также учитывать особенности эмоционального выгорания на различных стадиях развития синдрома (таких стадий насчитывается 5: «медовый месяц», «недостаток топлива», хронические симптомы, кризис, «пробивание стены»).

Для профилактики развития СЭВ важны такие факторы, как регулярный планируемый отдых, физические нагрузки, сон, здоровое рабочее окружение, делегирование полномочий (обязанностей и т.д.), конструктивное отношение к собственным ошибкам («это не ошибка, а полезный опыт»), общение с друзьями.

Галина Викторовна предложила участникам тренинга выполнять ряд психологических упражнений («гвозди-макароны», «огонь-лед», «дождик», «моечная машина», «росток», «потянулись-сломались»). Студенты также учились, как правильно выражать свои эмоции, чтобы добиться их адекватного восприятия окружающими, и пытались вместе осознать, как правильно вплести себя в сеть ассоциаций с работой (учебой) и со своей группой. Ребята согласились, что в этом им пригодятся универсальные советы: быть искренними, принять свои несовершенство и неидеальность, уметь ждать.

Кульминацией тренинга стала работа в «Балинтовской группе». Специалисты отзываются о «Балинтовской группе» как об эффективном методе повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. К его достоинствам относят безопасность обсуждения, анализ и взаимную эмоциональную поддержку участников. Работа «Балинтовской группы» студентов Школы педагогики состояла из изучения истории создания и принципов работы таких групп, выбора «докладчика», рассказа, формулировки запроса, обмена впечатлениями, вопросов «докладчику» на уточнение ситуации, анализа множественности восприятия ситуации и т.п.

После окончания тренинга его участники оставили письменные анонимные отзывы. «Мне этот тренинг помог разобраться в себе», — признается одна из участниц. «Стало легче на душе», — соглашается кто-то с ней. «Практическое задание прошло хорошо», — подхватывает мысль одна из студенток. «Прекрасная подача информационного блока, хорошо подобраны игры, интересная рефлексия, понравился подробный разбор ситуации», — приводит доводы еще один респондент. «Много положительных эмоций – хочется поблагодарить всех участников, особенно Галину Викторовну!» — есть и такой искренний отклик. Но закончить обзор отзывов хочется цитатой из самого лаконичного из них: «Готова повторить».

 

И.В. Варицкий

Фото автора





 


Website Security Test