Продолжая сезон 2016–2017 учебного года 28 ноября 2016 года, театральная студия «Перемена» взялась за сложное для воплощения и восприятия произведение, и зритель оценил работу театралов по достоинству.
Пьеса Саула Гринберга «Господи, сохрани во мне матерь!» занимает особое место в творческой биографии театральной студии «Перемена» Школы педагогики ДВФУ. Так получилось, что к этому произведению обращается уже третье поколение студийцев. Прослеживается даже четкая периодичность: наши театралы предлагают на суд зрителя очередную постановку «Матери» раз в пять лет. В 2006 году ее впервые поставил основатель театральной студии тогдашнего Уссурийского государственного педагогического института Сергей Владимирович Пацаль, член Союза театральных деятелей России. В двух последующих постановках было бережно сохранено решение сценического пространства, но во всем остальном это были совершенно новые спектакли: новый режиссер (руководитель «Перемены» Галина Викторовна Хомулло) и новые актеры по-иному увидели и воплотили на сцене характеры действующих лиц, их эмоции и отношения друг к другу. Менялось световое и звуковое оформление. И, что немаловажно, пришел новый зритель. Ведь даже со времени второй интерпретации пьесы Гринберга нашим студенческим театром прошло уже пять лет: это было еще в 2011 году, и, значит, третья версия должна была стать открытием не только для большинства зрителей, студентов Школы педагогики, но и для самих актеров.
Студия «Перемена» не случайно назначила датой встречи зрителя с возрожденным спектаклем именно на понедельник 28 ноября: в воскресенье 27 ноября в России отмечали День матери. Именно в связи с этим праздником главный посыл спектакля должен был прозвучать по-особенному пронзительно. Неумолимая и беспристрастная статистика говорит, что в нашей стране ежегодно совершаются миллионы абортов, и, даже по самым оптимистическим подсчетам, более 50% беременностей оканчиваются убийством ребенка. Ни один человек, обладающий совестью и здравым смыслом, не мог бы сказать, что это, мол, частные проблемы женщин, делающих аборты. Общественность бьет тревогу по поводу «русского креста» – так красиво назвали демографы ежегодное превышение смертности над рождаемостью. Вернувшись к спектаклю «Господи, сохрани во мне матерь!», студия «Перемена» снова помогла зрителю заглянуть в сердца семи женщин, случайно встретившихся в больнице в ожидании аборта. Ни одна из них не хочет избавляться от ребенка, но каждая оправдывает себя тем, что вынуждена пойти на это. Они ссылаются на самые типичные, среднестатистические причины: волю родителей, неустойчивость отношений с молодым человеком, страх потерять репутацию, материальные трудности, карьерные интересы, нахождение в пресловутом «любовном треугольнике». Девушки, сыгравшие пациенток из злополучной «палаты № 7», создали на сцене галерею разнохарактерных героинь. Они раскрывают душу, выплескивая наружу все накопившиеся эмоции, по очереди: «завсегдатай» этой палаты Мария Петровна (студентка ОП «География» Елизавета Шмонина), «папина дочка» Коровушка (студентка Уссурийского колледжа технологии и управления Валентина Демьяненко), авторитарная и, на первый взгляд, уверенная в себе Академичка (магистрант Школы гуманитарных наук Раиса Мальцева), скромная и самоотверженная Настя (студентка ОП «История» Екатерина Кабаева), восторженная и хрупкая Художница (студентка ОП «Математика» Анастасия Спичкина), скрывающая психологические шрамы под маской цинизма Маникюрша (студентка ОП «Русский язык и литература» Ольга Огородникова), влюбленная и растерянная Юлька (ученица 11 класса лицея № 25 Татьяна Темченко). Далеко не просто складываются отношения героинь как друг с другом, так и с персоналом больницы – строгим Доктором (магистрант ОП «Литературное образование» Анастасия Соболевская) и повидавшей на этой работе многое Санитаркой (студентка ОП «Русский язык и литература» Екатерина Козина). Мужчины в спектакле, отцы неродившихся детей – Академик (Алексей Малеев, ОП «Мировая художественная культура»), Художник (Роман Бояркин, ОП «Русский язык и литература») и Ромка (Эдуард Ильченко, ОП «История и обществознание»), – помогают своим женщинам найти оправдание, и вмести с ними терпят в этом неудачу, убеждаясь и убеждая зрителя, что любая «рациональная» аргументация здесь – ничто в сравнении с ценностью жизни человека, растущего в материнской утробе. Мощное воздействие на зрителя оказали и вставленный режиссером в спектакль клип на песню Ольги Дубовой «Нерожденные дети России». А в финале есть немножко «света в конце тоннеля»: одна из героинь в последнюю минуту отказывается от роковой операции.
— Вы умеете «цеплять», — призналась после окончания спектакля в личном послании режиссеру через социальные сети одна из зрительниц. — Вы достучались до наших сердец! До моего уж точно: эмоции зашкаливают, сижу и плачу. Впечатления останутся надолго. А проблема поднята жизненная, проблема важнейшая! Искусство освещает путь людям. Пожалуйста, продолжайте!
И.В. Варицкий
Фото автора