Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Вчера – комсомол, а кто сегодня?
 
  8 декабря 2016

Состоявшаяся 6 декабря 2016 года в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске дискуссия «Что такое комсомол?» коснулась истории не только самого массового молодежного движения в России ХХ века, но и его предшественников, а также деятельности современных наследников комсомола.

Дискуссия о Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ) и его наследии проходила в не совсем обычном формате. Так, собственно обсуждению заявленных в программе вопросов предшествовал «информационный блок». Открывая эту вводную часть, ведущий мероприятия Эдуард Ильченко предоставил слово почетным гостям, занимавшим в прошлом ответственные посты в комсомольских организациях города Уссурийска и Приморского края: Ольге Александровне Пьяновой, Валентине Геннадьевне Гриценко и Владимиру Васильевичу Клокову (представителю администрации Уссурийского городского округа, возглавляющему отдел по взаимодействию с силовыми структурами). Ветераны ВЛКСМ в общих чертах рассказали о создании комсомола в бывшем СССР, более подробно остановившись на становлении и деятельности этой организации в нашем городе и нашем крае. Принимая во внимание, что для нынешних студентов, родившихся намного позже распада Советского Союза и роспуска КПСС, вместе с ее молодежным резервом – комсомолом, те события – это факты из далекого прошлого, дать им, перед началом дискуссии, шанс узнать хотя бы самые простые факты было просто необходимо. Хотя некоторые решившие принять участие в дискуссии студенты и сами помнили, что официальный «день рождения» ВЛКСМ – 29 октября 1918 года, что инициатором создания единой молодёжной организации был сам Владимир Ильич Ульянов-Ленин, и даже все имена комсомола (его окончательное название, «Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи», утвердилось только в 1926 г., а до того существовал «Российский коммунистический союз молодёжи»). Гости были приятно удивлены осведомленностью студентов. А у студентов, в свою очередь, рассказы старых комсомольцев вызвали живой интерес именно потому, что они все время подкрепляли свои мысли фактами из собственных биографий.

Вводную часть мероприятия продолжило блестящее выступление доцента кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидата политических наук Ярослава Николаевича Попова – практически полноценная лекция о молодёжных организациях Российской Империи и русской эмиграции первой волны, в частности, о юных разведчиках (нам они более известны как «скауты»), которые были прародителями общественных молодёжных объединений Советского Союза. Для участников дискуссии, как и для подавляющего большинства наших современников, эта часть истории – настоящая «терра инкогнита». Здесь студенты десятых годов нынешнего века и комсомольцы семидесятых годов прошлого века оказались на равных, с большим любопытством открывая новые для себя факты. Лектор не мог не упомянуть об основателе движение скаутов – сэре Роберте Стефенсоне Смите Баден-Пауэлле. Во время англо-бурской войны, в 1899 году полковник Баден-Пауэлл был вынужден организовать вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек для разведки и доставки донесений. Благодаря своим «кадетам» возглавляемый Баден-Пауэллом гарнизон крошечной крепости смог выдержать осаду буров в течение 207 дней, пока не подошло подкрепление. Именно тогда полковник понял, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства. Возвратившись в Англию, уже генерал Баден-Пауэлл основал там движение скаутов в 1907 году, а в 1908 году была издана его всемирно известная книга «Scouting for boys». В России скаутинг ведет свое начало с 1909 г. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 г. в Павловском парке Санкт-Петербурга. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов (1882–1973). В 1910 г. О. И. Пантюхов прочитал русский перевод книги Баден-Пауэлла и летом того же года создал одну из первых русских скаутских дружин в Царском Селе. Приводя факты и ссылаясь на многочисленные источники, Я.Н. Попов осветил путь российского движения «юных разведчиков» от предреволюционной эпохи до наших дней.

Далее наступило время для дискуссии как таковой. Выслушав обе стороны (условно говоря, «красную» и «белую»), студенты Школы педагогики ДВФУ обменялись мнениями о плюсах и минусах ВЛКСМ. Главным минусом комсомола, как отметили участники дискуссии, стал тот факт, что ВЛКСМ был партийной, а не политической или общественной организацией. К тому же кроме него других молодёжных объединений на территории бывшего Союза Советских Социалистических республик просто не было, что также являлось, с точки зрения современных студентов, несомненным минусом. С другой стороны, ребята отметили, что, судя по словам их родителей, комсомол служил мощным объединяющим инструментом для молодого поколения советских граждан. Так, с 7 лет младшее поколение граждан Советского Союза вступало в октябрята, в третьем классе – в пионеры, третьей ступенью служил комсомол (с 14 до 28 лет), затем уже можно было вступить в Коммунистическую партию (КПСС). «Не расстанусь с комсомолом – буду вечно молодым», – так пелось в одной из песен тех не таких уж и далёких лет. Актуальность комсомола в наши дни горячо отстаивал магистрант Школы педагогики ДВФУ, второй секретарь Ленинского коммунистического союза молодёжи (ЛКСМ) Уссурийского городского округа Илья Селютин. По его словам, и сейчас работа комсомольцев востребована – в форме встреч, субботников и т.п. «Мы не забываем наших предшественников, учимся у них, получаем новый опыт и продолжаем добрые традиции комсомола», – заявил представитель современных молодых ленинцев.

Третья часть дискуссии была посвящена наболевшим вопросам, связанных не только с работой комсомола, но и его «наследников» – современных молодёжных объединений Российской Федерации.

Прежде всего, студенты задумались над тем, является ли положительным тот факт, что молодёжное объединение находится под руководством политической партии. Как отметил участник дискуссии Кирилл Чернышев (студент ОП «История и обществознание»), молодёжные организации определенной политической окраски имеют право на существование: ведь в нашем веке у каждого человека есть свои взгляды, будь они либеральные или консервативные. Другой участник дискуссии Виктор Карасев (также студент ОП «История и обществознание») высказал противоположное мнение: «Я считаю, что в стране должна существовать одна молодёжная организация. Только так можно добиться системности».

По следующему пункту («Хорошо или плохо, когда в стране существует одна молодёжная организация?») все участники согласились, что неважно, сколько в стране организаций. Самое главное, чтобы они знали свои функции, цели и задачи, не «забегая на чужую территорию».

Обсуждение заключительного вопроса («Какие молодёжные объединения вы знаете? Выполняют ли они свои функции?») потребовало от участников конкретных знаний. Так, Алена Черняг (студентка ОП «Дошкольное образование») рассказала об одном из самых крупных современных молодёжных объединений – студенческих отрядах, об их важной роли для молодого поколения Российской Федерации, о самых разных видах деятельности. Сама Алёна является членом студенческого педагогического отряда «Иктус» (г. Владивосток). Роман Лисицын (студент ОП «История и обществознание») рассказал о молодежных казачьих объединениях поселка Пограничный, которые в его школьные годы занимались патриотической деятельностью и организовывали такие мероприятия, как полевые выезды на места сражений и т.п. Виктор Карасев затронул «Российский Союз Молодёжи». Поскольку ведущий мероприятия, Эдуард Ильченко является председателем Уссурийской городской организации Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодёжи», он с готовностью рассказал, о функциях и уставе ПКО «РСМ», а также о проводимых этой организацией мероприятиях.

Приятно отметить, что дискуссия не вылилась в противостояние между поколениями или «диалог слепых с глухими». Напротив, она была скорее попыткой «построить мост», добиться взаимопонимания между молодежью прошлого века и века нынешнего. Подводя итоги, В.В. Клоков высказал пожелание, что такие встречи надо сделать доброй традицией. «Жду приглашений!» — сказал Владимир Васильевич. А студент Виктор Карасев больше всего оценил информационный блок: «Как студенту-историку мне понравилось выступление Ярослава Николаевича о молодёжных движениях Российской империи, а также рассказы приглашённых гостей о ВЛКСМ. Я поднял уровень своих знаний в данной области. Если подобные мероприятия будут проходить, то я обязательно приду».

Пользуясь случаем, напоминаем о нашем следующем мероприятии, которое может дать обильную пищу для размышлений об истории России. 13 декабря 2016 г. в 13.30 в конференц-зале состоится просветительская конференция «Историк. Мыслитель. Патриот», посвященная 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Приглашаем всех неравнодушных на разговор о вкладе этого уникального человека в отечественную культуру.

 

Эдуард Ильченко,
специалист отдела организации воспитательной работы
Управления воспитательной работы Школы педагогики ДВФУ

Фото И.В. Варицкого





 


Website Security Test