Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Жизнь и работа в США (заметки командированного)
 
  12 декабря 2016

Моя командировка в Иллинойский университет в Урбана-Шампейн проходила с 8 июня по 29 августа.

Однако началось все в феврале 2016 года, когда заместитель директора Школы педагогики Капранов Г.А. предложил поучаствовать в конкурсе заявок на научные исследования в зарубежных университетах. При этом он предупредил, что шансов на поддержку заявки не много. В марте я был приятно удивлен, что моя заявка поддержана.

Следующий этап заключался в том, что я должен был связаться с принимающей стороной и обсудить возможность проведения научной работы, а также получить согласие на проведение таких исследований. При выборе зарубежного университета я руководствовался моими научными интересами, поэтому при разговоре с профессором по Skype мы быстро пришли к соглашению.

Затем начался долгий процесс подготовки к командировке с оформлением множества бумаг. В конце концов, все формальности были выполнены, и я подал документы на визу в консульство США во Владивостоке.

Американскую визу я ждал в течение четырех недель и мне уже казалось, что я не получу ее. Как я впоследствии узнал, такая ситуация с визами происходит всегда с теми, кто подает на данный тип визы и при этом работает в области естественных наук. Кто же занимается гуманитарным направлением, получают визу в течение нескольких дней. И дело здесь в том, что решение о выдаче визы принимается не консулом, как в большинстве случаев, а где-то на территории США. Поэтому тем, кто планирует выезд в США по визе J-1 и при этом работает в естественнонаучной области, нужно быть готовым к долгому ожиданию получения данного типа визы.

Через два дня поле получения паспорта с визой я был на пути в Америку. Т.к. самолет прилетал в Чикаго поздно вечером, то профессор встречал меня в аэропорту. После прохождения паспортного и таможенного контроля произошла встреча с принимающей стороной. Далее была поездка длиной более 200 км. В город, где расположен университет мы прибыли поздно ночью. Место, где мне было предложено проживать – это отдельный дом с двумя спальнями. На следующее утро я увидел реальный смысл выражения «одноэтажная Америка». Вокруг стояли одно и двух этажные дома. Много деревьев, везде зеленая трава, очень много белок, по полянам скачут зайцы, в озерах плавают дикие гуси и утки. Гуси вообще чувствуют себя здесь хозяевами. На людей, которые проходят мимо они шипят и даже могут наброситься. Однажды был свидетелем, как стая гусей вальяжно переходила дорогу, а все машины остановились и пропускали их.

Лето – очень жаркое время года в этом месте. Часто проходят грозовые дожди, и даже случаются торнадо (мне не довелось наблюдать, но в новостях по телевизору видел последствия торнадо в соседнем городке). Все время моего нахождения здесь температура днем не опускалась ниже 30о С. Ночью немного меньше. Однако существенного дискомфорта не испытываешь, т.к. везде установлены кондиционеры (везде – это значит везде, т.е. в домах, в офисах, в кафе и барах, в общественном транспорте, в поездах и метро. В больших зданиях используется центральное кондиционирование воздуха). Пешеходы на улицах отсутствуют полностью (за исключением меня). Людей можно встретить в парках, где они отдыхают, или занимаются спортом. Люди приветливые, улыбаются, здороваются даже если и не знакомы с тобой. В основном все передвигаются на личных авто. Также много велосипедистов (велосипед также считается одним из видов транспорта). Т.к. четверть населения здесь студенты, то хорошо развит общественный транспорт. Автобусы ходят по маршрутам строго по расписанию, и если он должен быть на остановке в определенное время, то именно в это время он и прибудет.

Теперь о самом университете. Кампус находится между двумя городками Урбана и Шампейн и входит как в один, так и в другой. Кампус университета – это город в городе. Университет был основан в 1867 году после подписания Авраамом Линкольном закона Моррилла в 1862 году. В состав кампуса входит 647 зданий, из них 353 связаны с учебным процессом. Одновременно здесь обучается больше 44000 студентов из всех 50 штатов и более чем 100 стран мира. В учебном процессе принимают участие более 2700 штатных профессоров и преподавателей, и более 1700 имеющих временную занятость (аспиранты, постдоки и visiting faculty).

Согласно Академическому рейтингу университетов мира 2015 года университет занимает 28 место в мире, при этом отдельные Школы находятся на еще более высоких местах и входят в первую десятку. Например, Инженерная школа, в которой я занимался научными исследованиями, занимает четвертую строчку в рейтинге. 23 профессора университета получили высшую научную награду – Нобелевскую премию.

В университете активно ведется научно-исследовательская работа, которую в основном выполняют аспиранты и постдоки, а руководят ими профессора. Также постдок ответственен за написание статьи, а профессор лишь рецензирует ее. За свою работу они получают зарплату из грантов профессоров (если они есть). Если гранта у профессора нет, то постдок вынужден искать другого, у которого есть, т.к. грант профессора – это основной источник дохода постдока. Кстати, сами профессора не имеют права взять деньги из гранта себе в качестве зарплаты. Они могут их расходовать только на покупку оборудования и расходных материалов, и на постдоков. Надо отметить, что с грантом в 10 тысяч долларов связываться никто не будет. Заявки подаются на гранты не менее 200 тысяч долларов. Верхний предел не ограничен. Например, последний грант профессора, у которого я работал, был 10 миллионов долларов. При этом университет забирает с гранта до 60%. Соответственно, научные лаборатории оборудованы по последнему слову техники. Приборы, используемые для проведения экспериментов, а также и расходные материалы, стоят достаточно дорого – тысячи и десятки тысяч долларов. Но при таких размерах грантов ученые могут приобрести все необходимое для исследований.

Как становятся профессорами. Для этого молодой ученый должен проработать в качестве постдока довольно продолжительное время, в среднем 10 лет. Затем при достаточном научном опыте и количестве статей он может претендовать на должность профессора. При этом они стремятся получить должность постоянного (пожизненного) профессора. С этой должности его могут уволить только в двух случаях – это если его заподозрят в расизме, и нарушении прав студента. Периодические конкурсные выборы здесь не проводятся. Нет никаких требований по количеству ежегодно опубликованных статей. Но с другой стороны публикационная работа приветствуется. А так как у профессора, как правило, не один постдок и аспирант, то и количество статей достаточно большое. Основное требование – это качество результатов. Здесь не может быть никаких подтасовок, или некорректных экспериментов, выводов. Иначе легко потерять научный рейтинг. Вообще в этой стране любая ложь в любой области – life is over. Поэтому здесь доверяют не бумаге, т.к. ее легко подделать, а слову, рекомендации.

Здесь нет недостатка в помещениях. Каждый постдок, аспирант имеет собственный офис, не говоря уже о профессорах. Они имеют по несколько офисов и лабораторий. Не имеют собственных офисов люди, относящиеся к административному персоналу. Для них в помещениях отгорожены стеклянными перегородками пространства, где они занимаются своей работой.

В течение трех месяцев я занимался экспериментальными научными исследованиями. Эксперимент – это поиск нового знания путем проб и ошибок. Могу сказать, что этого времени совершенно недостаточно, чтобы получить какие либо серьезные результаты, а тем более написать статью. Для участия в таких проектах оптимально было бы отправлять сотрудников, по крайней мере, на год. По окончании командировки была достигнута договоренность о поддержании связей и продолжении сотрудничества.

И еще одно замечание. В этой стране достаточно много русскоязычного населения, в том числе и в академической среде. Я достаточно много общался и с профессорами, и с преподавателями, и с постдоками – выходцами из России. И здесь живут, дружат, общаются, встречаются русские и украинцы. И те, и другие всегда готовы были оказать поддержку, предлагали свою помощь (у нас же существует такое мнение, что в чужой стране ты никому не нужен, но это мнение скорее навязано пропагандой).

 

Э.В. Ильин





 


Website Security Test