Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Пьеса для Шекспира и электрического стула
 
  22 декабря 2008
Пьеса для Шекспира и электрического стула

10 и 16 декабря театральная студия УГПИ представила на суд зрителя театральные показы спектаклей по пьесе Валентина Красногорова «Жестокий урок».

В этих двух спектаклях были заняты разные составы актеров, и в исполнении каждого из них драма приобрела собственные психологические оттенки.

Пьеса современного петербургского драматурга Валентина Самуиловича Красногорова очень интересна и предельно лаконична: в тексте - ни одного лишнего слова, на сцене - ни одного лишнего действующего лица и задействованного предмета. Актеров четверо. Раз - студент Михаил (Александр Нешинкин и Владимир Короленко), изучающий психологию, но собирающийся продолжить отцовский бизнес. Михаил вообще очень дорожит мнением отца - даже в вопросе выбора спутницы жизни. Два - студентка Кира (Елена Плотникова и Кристина Чараева), добросовестная и целеустремленная девушка, искренне увлеченная психологией и… Михаил думает, что Кира увлечена именно им, но потом быстро выяснится, что это не так. Три - профессор Кольцов (Илья Федорченко), знаменитость в научном мире, хотя и слегка скандальная. Четыре - Алиса (Виктория Науменко и Людмила Епифанцева), ассистентка профессора, активно помогающая ему в силу непонятных зрителю в начале пьесы причин: то ли он ей много платит, то ли они находятся в близких отношениях. Предметов - два. Томик Шекспира и кресло, напоминающее электрический стул. Но это незначительное количество персонажей и вещей по воле автора вовлекается в сюжет, окончание которого большинство зрителей угадать не смогли. При этом их мнение о происходящем на сцене не раз поменялось в течение этих полутора часов.

Профессор объясняет студентам Михаилу и Кире суть эксперимента - доказать или опровергнуть наличие положительного эффекта телесных наказаний на успеваемость школьников. Задача - заставить привязанную к креслу «ученицу» (Алису) выучить 20 строк, взятых наугад из томика Шекспира, а если она будет ошибаться, наказывать ее ударом электрического тока постепенно возрастающего напряжения. Ребята с энтузиазмом берутся за дело, но результат в них получается очень разный. Кира довольно быстро «выходит из игры» - она просто не может перенести страданий Алисы, которой вынуждена причинять боль. Студентка прекращает эксперимент, несмотря на неприкрытый шантаж со стороны небезразличного ей профессора. А вот Михаил доводит эксперимент практически до конца, убив ассистентку (если бы на самом деле кнопка не была бы просто подключена к световому табло). Но вмешивается все та же Кира и устраивает жуткий скандал, обвиняя Кольцова и Михаила в попытке убийства. Наступает развязка? О нет! Следует «разрядка напряженности». Алиса «оживает» и заставляет Кольцова раскрыть карты: никаких ударов током не было, а реальными подопытными были как раз Михаил и Кира. Задачей эксперимента было выявить, до какого предела жестокости может дойти послушный человек «любящий своих родственников, жалеющий животных, верящий в Бога и слушающий музыку Моцарта», с готовностью подчинившись дисциплине выполняя указания руководителя, если у него есть какое-либо оправдание: польза для общества, для собственной карьеры или просто наличие приказа от вышестоящего лица.

Добро торжествует - Кольцов и Кира получают в награду слова признательности друг другу, Алису ждет долгожданный отдых, заслуженный месяцами, как оказалось бесплатной работы (даже ей, профессиональной актрисе, было непросто так долго изображать страдания невинной жертвы). А Михаил теряет не только уважение невесты, но и уважение к самому себе.

Михаил вообще занимает особое место в пьесе. На фоне прочих персонажей этот, на первый взгляд, в общем-то милый и знающий этические нормы общества студент, выглядит как воплощение безволия, несамостоятельности, готовности бездумно выполнить любое указание со стороны начальства. Вот профессор Кольцов (Илья Федорченко), профессионал, но не циник, горячо и искренне желающий спасти мир от послушания, ведущего к насилию, варварству, жестокости. Вот бескорыстная Алиса (доброжелательная и обаятельная в исполнении Виктории Науменко, мудрая и грустная - в исполнении Людмилы Епифанцевой). Вот честная Кира (практичная, но и романтичная девушка в исполнении Елены Плотниковой, и эмоциональная, импульсивная - в исполнении Кристины Чараевой). Но увидим ли мы в Михаиле зло, если рассмотрим его отдельно? Этот образ вышел самым непохожим в двух спектаклях. Александр Нешинкин сыграл молодого мачо, рубаху-парня, этакое воплощение простоватого обаяния и чувства юмора. Владимир Короленко - «юношу бледного со взором горящим», застенчивого эстета, в чем-то даже «гламурного». Но объединяет их одно - они не выглядят театральными «отрицательными персонажами». Они - такие же, как мы. Они - лучше многих из нас. Здесь и кроется собственно «жестокий урок»: любой из нас может столкнуться с подобным выбором и будет за него отвечать.

 

И.В. Варицкий.

Фото автора.





 


Website Security Test