Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Плакат – окно в прошлое
 
  26 сентября 2017

21 сентября 2017 года в Школе педагогики ДВФУ состоялась электронная выставка «Непростое время глазами художников», посвященная 100-летию революции.

Накануне векового юбилея октябрьской революции с новой силой разгорается острая полемика о её значении, итогах и последствиях. В этих жарких спорах, пожалуй, можно смело утверждать, не рискуя попасть под огонь критики противоборствующих сторон, только одно: это историческое событие было уникальным по масштабу и многомерности. Если даже нам, далеким потомкам, сложно разобраться в сути тогдашних политических процессов, хотя мы имеем возможность оценить общую картину, то можно представить, насколько это было непосильно для современников, у которых такой возможности не было. Организаторы выставки «Непростое время глазами художников» решили дать нашим студентам шанс взглянуть на бурные события тех лет глазами очевидцев при помощи тогдашних пропагандистских плакатов. Чтобы привлечь внимание к готовящемуся мероприятию, они запустили в социальной сети «ВКонтакте» рекламный видеоролик, в котором спорили между собой «красные» и «белые» агитаторы (в этих ролях снялись добровольные помощники из числа студентов).

Каждый школьник знает слова Маяковского о «шершавом языке плаката», но мало задумывается о том, что к началу прошлого века плакат, возникший в его современном понимании в конце XIX века во Франции и Великобритании, уже оформился как вид искусства, в котором не считали зазорным работать такие классики, как Анри де Тулуз-Лотрек. О первых шагах плаката и об основных технических особенностях (шрифтах, цветах и др.) этого жанра посетителям электронной выставки рассказала доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, Анна Васильевна Афанасенко.

Отражение революционных битв в графических работах советских пропагандистов представил ведущий специалист отдела воспитательной работы и молодежной политики И.В. Варицкий. Он обратил внимание аудитории на то, что хотя авторы и «красных», и «белых» плакатов широко пользовались наработками западных коллег времен Первой мировой войны (например, знаменитый «красный» плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» и его белые аналоги «Почему ты не фронте?» и «Почему вы не в армии?» – это явное подражание британскому мобилизационному плакату 1914 года, с которого к зрителю обращался король Георг V), сама идея использовать плакат как средство информационного противодействия врагу появилась в России намного раньше, когда 1 июля 1812 года граф Ростопчин выпустил первую из своих знаменитых афиш. Увы, во время Отечественной войны даже у московского генерал-губернатора не было возможности подкрепить свои тексты яркими и понятными массовому читателю картинками. Но спустя век, во время революции и гражданской войны в России, плакаты уже играли совершенно уникальную роль в условиях информационного голода, вызванного развалом страны на воющие друг с другом куски и, соответственно, затрудненной войной и цензурой работой газет. В своем рассказе Игорь Владимирович расположил революционные плакаты по условным темам: «Светлое будущее», «Красные вожди», «Белые вожди» (разумеется, представленные в карикатурном виде), «Красные герои», «Белые злодеи» и т.д. При этом он подбирал сравнительно малоизвестные образцы, а также вещи, любопытные с идейной и художественной стороны. В ходе творческих экспериментов создатели революционных агитационных плакатов обращались даже к приемам иконописи. И это было не случайно: они стремились сломить традиционное религиозное сознание сограждан, чтобы именно плакат, а не икона, стал для них «окном в мир». В заключение Игорь Владимирович попросил слушателей задуматься над тем фактом, что между тем, что видит художник, и тем, что он сможет, в силу обстоятельств, предъявить зрителю, может быть огромная разница, а между замыслом художника и восприятием зрителя – тем более. Иллюстрациями для этой мысли послужили картина Бориса Кустодиева 1920 года «Большевик», считающаяся краеугольным камнем «социалистического реализма», и его же рисунок 1906 года «Вступление», сейчас воспринимаемый как однозначно контрреволюционный.

Диалог со стороны «белых» продолжил доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидат политических наук Я.Н. Попов. Он сделал краткий обзор развития контрреволюционного плаката от его непосредственного предшественника, патриотического плаката времен Первой мировой войны, до образцов первых лет эмиграции. Нельзя не признать, что «белая» графическая агитация эпохи революции и гражданской войны известна даже подготовленной российской публике намного меньше, чем «красная». Именно поэтому эта часть электронной выставки вызвала наибольший интерес у посетителей. Тем более, что на ней были представлены действительно редкие произведения, некоторые из которых буквально на днях были впервые опубликованы на сайте Государственного архива Российской Федерации. Анализируя исход борьбы «белой» и «красной» пропаганды средствами графики, Ярослав Николаевич отметил, что руководство белых движений, в отличие от вождей большевиков, недооценивало значение плаката и видело в нем скорее средство информирования населения, а не мощный инструмент продвижения идей. Только в эмиграции «белые» стали осознавать, что идею можно победить только идеей, и это новое понимание отразилось в эмигрантских плакатах.

 

— Нам никогда в школе не показывали ничего подобного, — поделилась впечатлениями студентка 1 курса, одна из посетительниц электронной выставки. — О революции и гражданской войне мы просто читали тексты из учебника, а с такими иллюстрациями даже взятые оттуда даты и факты воспринимались бы совершенно по-другому – живее и ярче.

— Ведущие смогли построить мирный диалог между «красными» и «белыми», в котором они не спорили между собой, а дополняли друг друга, — отмечает другой зритель.

А вот на следующем мероприятии, посвященном Октябрьской революции, простого спокойного сравнения двух точек зрения не предполагается. 7 ноября, в день 100-летия революции, команды студентов обменяются аргументами «за» и «против», а компетентные и беспристрастные эксперты определят, кто лучше отстоял свою позицию. Следите за объявлениями.

 

И.В. Варицкий,
ведущий специалист отдела
воспитательной работы и молодежной политики

 





 


Website Security Test