Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
23-24 ноября 2017 г. в Школе педагогики ДВФУ прошел Съезд учителей и преподавателей истории «Воспитание гражданина России» в рамках проведения I Евразийских Академических чтений имени святого благоверного князя Александра Невского
 
  24 ноября 2017

23–24 ноября 2017 г. в Школе педагогики ДВФУ проходил съезд учителей и преподавателей истории Приморского края «Воспитание гражданина России».

В работе съезда принимали участие 128 делегатов от городов Владивосток, Уссурийск, Арсеньев, Находка, Спасск, Артем и десяти районов Приморья: Анучинского, Михайловского, Хорольского, Октябрьского, Чугуевского, Черниговского, Спасского, Дальнегорского, Хасанского, Пожарского. В работе съезда приняли участие учителя гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных организаций, преподаватели учреждений высшего образования, среднего и начального профессионального образования, специализированных военных учебных заведений, методисты, сотрудники библиотек и музеев.

С приветственным словом к присутствующим обратились:

  • Александр Александрович Сергиевич – заместитель проректора по научной работе ДВФУ, директор Департамента сопровождения научной деятельности;
  • директор Школы педагогики ДВФУ д.ф.н., профессор Сергей Викторович Пишун;
  • начальник отдела дополнительного образования ШП ДВФУ, к.п.н., доцент кафедры педагогики Галина Викторовна Павленко;
  • Павел Михайлович Пригородов – начальник управления по делам молодежи Уссурийского городского округа;
  • председатель Местоного отделения ПРО ВОД «Матери России» в Уссурийском городском округе Анна Павлова.

На пленарном заседании выступили:

  • доктор исторических наук, профессор, Лихарев Д.В., (Школа педагогики ДВФУ, г. Уссурийск) «Формирование обыденного исторического сознания и его особенности»
  • доктор исторических наук, профессор О.П. Еланцева (Школа гуманитарных наук ДВФУ, Департамент истории и археологии, доктор исторических наук, профессор, г. Владивосток) «Проблемы охранения исторического знания в социокультурном пространстве Дальнего Востока России»
  • начальник отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО Издательство «Просвещение» П.А. Колупалин (г. Москва) «Нравственные основы школьного курса истории России»;
  • доктор исторических наук, профессор О.В. Смурова (Костромской государственный университет)
  • доктор исторических наук, профессор А.Е. Тарасов (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва) «Эволюция образа святого Александра Невского».

Работа съезда была продолжена на трех авторских семинарах:

  1. А.В. Поповкин (ИИАиЭ ДВО РАН, к.ф.н., руководитель научно-образовательного центра) «Школа в политическом пространстве: в поиске пути профилактики и противодействия вовлечению молодежи в деструктивные социально-политические процессы»;
  2. Л.В. Станова (Ведущий библиограф-краевед МБУК «ЦБС Уссурийского городского округа») «Сайт МБУК «ЦБС» УГО – универсальный источник краеведческой информации»;
  3. Е.В. Жуков (Директор МБОУ «Гимназия №29 г. Уссурийск» «Как учить, чтобы не воспитать Адольфа Гитлера».

Ведущие семинаров продемонстрировали модели гражданского и патриотического воспитания по актуальным проблемам современного российского общества.

Первый день работы съезда завершился работой трех дискуссионных площадок, посвященных обсуждению проблем военно-патриотического воспитания в образовательных организациях, профессионально-педагогического контекста образования и проблемы музейно-краеведческой работы в школе.

1-я дискуссионная площадка «Роль учителя в истории России: профессионально-педагогический аспект образования»

Модераторы: к.п.н, доценты: Пчела И.В., Суринова Е.А., Глухих Е.В.

Дискуссию начала И.В. Пчела, отметила важность профессионального общения педагогов, открытого обсуждения актуальных проблем исторического образования. Тематика представленных докладов отражала значимость проблем исторического образования.

Выступление А.Л. Мезенцева (педагог дополнительного образования Уссурийского суворовского военного училища) было посвящено воспитанию юного исследователя в контексте педагогической археологии. Автор раскрыл образовательные возможности использования клубной работы и охарактеризовал так называемую «археологическую субкультуру» членов клуба «Резерв». С огромным увлечением Александр Леонидович поделился опытом работы и представил интересную презентацию по деятельности археологического клуба. Увлеченность как педагогическое кредо – именно так можно назвать лейтмотив его выступления.

В докладе С.А. Нестеренко (преподаватель филиала ВГУЭС в г. Уссурийске) было отмечено важное значение учителя в процессе образования учащихся, особенно в формировании гражданского сознания, мировоззрения будущего гражданина России. «Нравственные уроки прошлого – это главное богатство страны», —считает Светлана Андреевна, поскольку разрушение нравственных устоев приводит к потере национального идеала. Научить учащихся жить в поликультурном обществе через приобщение к общечеловеческим ценностям – лейтмотив выступления автора, который звучит так: «Любите не себя в Родине, а Родину в себе!».

В своем выступлении И.Г. Дмитрик (преподаватель КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж») рассказала об учителях истории, которые стояли у истоков создания школьных музеев в селах Михайловского района. Демонстрируя эмоциональность, глубокую заинтересованность,. личностную включенность Ирина Григорьевна не оставила аудиторию равнодушной и предложила коллегам организовывать исследовательскую работу по изучению истории Приморского края в совместной проектно-исследовательской деятельностью учащихся. Выразила убеждение, что «Тьму рассеет учитель!».

Украшением дискуссионной площадки стало выступление А.А. Сивера (директор МБОУ СОШ с. Прохоры Спасского района). Андрей Александрович заострил внимание на трех аспектах современного исторического образования, в частности, введение в стандарт историко-культурного компонента, собственно о трудностях реализации ФГОС ООО и о возврате к единой системе образования. Автор изложил собственное видение обозначенных проблем и провел своеобразный анализ моделей исторического образования. Им было отмечено, что историческое знание сегодня не востребовано учащимися, так они не знают как его использовать на практике. Интересный, эмоциональный, содержательный доклад вызвал живой отклик присутствующих. Убежденность автора в том, что мы «…забыли хорошее наше и переняли красивое их…» покорила аудиторию.

В дискуссии приняли участие также: О.Н. Половникова, Р.В. Гулая, Л.А. Дьяченкова, О.Н. Галенко, О.В. Карелина.

2-я дискуссионная площадка: «Герои в истории и современности: Военно-патриотический контекст исторического образования»

Модераторами выступили:
Е.А. Пазенко, кандидат исторических наук, доцент,
Д.А. Рыбель, кандидат исторических наук, доцент.

На дискуссионной площадке было представлены доклады об опыте военно-патриотического образования. Обсуждались вопросы использования традиционных форм патриотического воспитания; проведения военно-патриотических акций (Р.Н. Зайцева, МБОУ СОШ № 18 п. Реттиховка, учитель истории и обществознания); применения современных технологий патриотического воспитания студентов СПО (К.В. Степанова, Г.Л. Кострова, филиал ФГБОУ ВО «ВГУЭС» г. Уссурийск, методист, преподаватель); использования формата «реконструкций» в школьном образовании (К.В. Афеев, магистрант ШП); патриотического воспитания как компонента подготовки кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Г.А. Михайлова, П.В. Виноградов, Дальневосточная пожарно-спасательная академия (филиал СПбУ ГПС МЧС России); перспектив реализации военной составляющей на уроках и во внеурочной деятельности в Уссурийском суворовском военном училище (Н.В. Щербань, ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище» МО РФ).

Участники встречи отмечали, что патриотическое воспитание в настоящее время является весьма чувствительным вопросом, к нему приковано внимание государства и общества, говорили о необходимости поиска новых форм работы с обучающимися, поднимали проблему ограниченности финансово-экономических ресурсов, подчеркивали важность системности в организации военно-патриотической работы.

Состоявшееся обсуждение было продуктивным и содержательным, прошло в атмосфере сотрудничества и заинтересованности.

3-я дискуссионная площадка «Использование объектов исторического и культурного наследия в целях гражданского и патриотического воспитания»

Модераторами выступили:
О.А. Лихарева, к.и.н., доцент кафедры исторического образования,
А.В. Костенко, к.и.н, доцент кафедры исторического образования.

В рамках работы дискуссионной площадки были обсуждены следующие вопросы:

Актуальные инновационные формы взаимодействия музея и школы, потенциал музейного взаимодействия в концепции патриотического воспитания гражданина России (О.Г. Богун, заведующая сектором экскурсионно-массовой работы МБОУ «Уссурийский музей»), необходимость интеграции учебных дисциплин, таких как география. литература и история в целях комплексного изучения культуры, истории и ландшафта Приморского края (Е.М. Демешко, учитель географии МБОУ Гимназия 133, Уссурийск); проблемы финансирования и обустройства школьных музеев, формы работы, социального взаимодействия Астраханского школьного музея (Т.В. Иванова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№ 3 с. Астраханка), пришкольного музея п. Хасан (Е.Н. Сорокина, учитель истории МКОУ СОШ пгт Хасан), а так же клуба «Юный археолог» СОШ № 18 г. Артема (М.А. Федорей, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 18, г. Артем); проблемы воспитания и обучения юных краеведов-исследователей, Е.В. Крумкина (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14, г. Уссурийск). И.Г. Дмитрик (преподаватель КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж) отметила воспитательный и учебно-исследовательской потенциал изучения школьниками памятников Михайловского района Приморского края.


Во второй день (24 ноября) были проведены мастер-классы, посвященные современным технологиям и практикам исторического образования.

И.Г. Дмитрик (КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж», преподаватель) «Формирование активной гражданской позиции обучающихся во внеурочной деятельности на примере работы студенческого телевидения «STUD -TV ДВТК».

Н.Ф. Ситько (учитель истории и обществознания СОШ № 5 Дальнереченского ГО) «Военно-патриотическое воспитание во внеурочное время».

О.И. Яковенко (МБОУ «СОШ с.Анучино», учитель истории) «Лэпбук на уроках истории как результат исследовательской деятельности учащихся».

Н.В. Щербань, И.В. Богатырева (ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище МО) «Метапредметная образовательная среда: опыт апробации в Уссурийском суворовском военном училище».

А.Н. Солодуха (Филиал ВГУЭС в г. Уссурийске) «Реализация программ патриотического воспитания во внеурочной деятельности (на примере веб-квестов)».

А.Ю. Меховская, И.Н. Луцук, И.М. Рыбка, Т.М. Голуб, И.Ю. Панухник (МОБУ СОШ № 10 г. Арсеньев) «Опыт работы по патриотическому воспитанию МОБУ СОШ № 10 г. Арсеньев»

В результате участники съезда пришли к убеждению, что улучшить качество исторического образования помогут изменения смыслов педагогической деятельности, с одной стороны – обращение к педагогической классике, с другой – внедрение лучших инновационных практик, широкая апробация в условиях конкретных школ. Участники дискуссии отметили необходимость принятия на государственном уровне комплексных мер, направленных на повышение престижа профессии учителя в обществе. Выказанные предложения отличались ясностью формулировок, адресностью содержания, комплексной характеристикой необходимых изменений в деятельности учителя истории.

По итогам работы съезда было предложено:

  1. Отражать специфику работы по гражданско-патриотическому воспитанию в сельских школах, в которых накоплен богатый, позитивный опыт;
  2. Возродить единую методическую службу по краю и организовывать методическое сопровождение учителей через открытые площадки по обмену опытом в решении актуальных проблем исторического образования.
  3. Организовать II Евразийские Академические чтения имени святого благоверного князя Александра Невского.
  4. Предложить Министерству образования и науки РФ проинформировать учителей о потенциальных возможностях проекта «Моя история» (ВДНХ г. Москва).
  5. Обратить внимание на финансирование школьных музеев и использование их воспитательного и научного потенциала.
  6. Обсудить и принять концепцию школьного исторического образования, издать новый учебно-методический комплекс, соответствующий данной концепции.

Модераторы дискуссионной площадки выражают огромную благодарность всем участникам дискуссии. Наиболее ярко проявившие себя в ходе работы съезда участники были отмечены сертификатами и дипломами. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


Материалы съезда учителей и преподавателей истории Приморского края «Воспитание гражданина России»





 


Website Security Test