Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
«Главное – человека надо не осудить, а понять и простить» Ф.М. Достоевский
 
  18 декабря 2017

Именно под таким девизом прошёл литературный вечер, подготовленный студентами направления подготовки «Русский язык и литература» (группа Б2407).

В рамках традиционной декады «Литературный декабрь» в зимний солнечный день студенты-филологи встретились с дорогим нашему сердцу именем – Ф.М. Достоевский. Праздник открыла А.А. Новикова, отметившая, что год 2017-й – юбилейный для творчества писателя – исполнилось 150 лет со дня написания самого главного его романа «Преступление и наказание».

Ведущая Пономаренко Ульяна в продолжение всего мероприятия знакомила присутствующих с личностью и творчеством Ф.М. Достоевского. В частности отметила, что он – величайший писатель, классик русской и мировой литературы, философ-мыслитель и человек с трудной судьбой, автор таких бессмертных произведений, как «Бедные люди», «Подросток», «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. Рассказ сопровождался показом слайдов из произведений писателя, отрывками из его писем. Проблемы его творчества можно глубоко понять, лишь познакомившись с жизнью этого человека, ведь художественная литература всегда, так или иначе, отображает факты биографии создателя произведений. В случае с Достоевским это особенно заметно.

Далее ведущая дала возможность студентам вспомнить действительные факты из биографии Достоевского. Так, он родился 30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года, в Москве, был вторым ребёнком в многочисленной семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных Михаила Андреевича Достоевского. Детство мальчика прошло в большой семье, которая принадлежала к обедневшему дворянскому роду. Мать, Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева), происходила из купеческого рода.

Мальчик получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака – одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили творчество Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Юноша Достоевский окончил училище в 1843 году и был зачислен на службу в чертёжную мастерскую инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убеждённый, что его призвание – литература.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845 году и опубликован Н.А. Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). В.Г. Белинский провозгласил «появление... необыкновенного таланта...» Затем последовали повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) и другие рассказы. Однако Белинский оценил их немного ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

1849-й год – переломная дата в жизни Достоевского: арест по «делу Петрашевского», суд и приговор – смертная казнь. 22 декабря этого же года на Сенатской площади должна была состояться казнь петрашевцев, но царь «сменил гнев на милость», и Достоевскому заменили смерть на каторжные работы. Почти десять лет, проведённых в сибирской тюрьме и вдали от родины, обострили физические и моральные терзания Достоевского и восприимчивость его к человеческим страданиям, усилив напряжённые поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства. На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи «нового христианства» от чувства Христа, носитель которого – народ. Именно отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», основу которого составляет народный тип христианства. Поэтому все свои ощущения он пытается изложить во многом противоречивом на сегодня романе «Идиот», особенно в разговоре князя Мышкина и камердинера о том, что такое гильотина, убийство и смерть, где герой размышляет о том, какая смерть лучше: медленная или мгновенная.

Монолог князя Мышкина замечательно был прочитан студенткой 4 курса Косяк Любой, в него она вложила все сомнения и переживания князя о судьбах народных, о путях истинных и ложных. На наш взгляд, в своих романах Достоевский много говорит о ранах, наносимых душе человека обидами вследствие социального и имущественного неравенства.

И далее ведущая Ульяна по очереди давала слово нашим чтецам: Ипполитовой Евгении (монолог Настасьи Филипповны у камина во время купли-продажи её красоты), Огородниковой Ольге (чтение отрывка из Библии «Легенда о воскрешении Лазаря» Христом), Соколовой Виктории (отрывок из романа «Братья Карамазовы»). Чтецы прекрасно справились со своими ролями, вызвав бурю зрительских аплодисментов.

В 1865 году, будучи за границей, в курортном городе Висбадене для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. Ведущая Ульяна привела в подтверждение отрывок из Дневника писателя, где Достоевский писал: «Я никогда не мог понять мысли, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее образование, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов (или сколько их там народится) будут все когда-нибудь образованы, очеловечены и счастливы». В записных тетрадях Достоевского много раз повторяется заметка об этих несчастных девяти десятых человечества. С молодых лет и до конца жизни его волновала мысль о социальной справедливости, о необходимости обеспечить каждому человеку средства для развития духовной жизни, об охране достоинства человеческой личности, о защите от произвола.

Подобные размышления прозвучали и в романе «Преступление и наказание», особенно сильны они были в просмотренных нами фрагментах фильма «Их воскресила любовь», автором которого был известный литературовед, доктор теологических наук, доктор филологических наук, профессор Михаил Михайлович Дунаев. Особенно впечатлили студентов сцены убийства Раскольниковым старухи-процентщицы Алёны Ивановны и раскаяние героя перед Сонечкой Мармеладовой.

Апофеозом вечера прозвучали слова Достоевского, сказанные Викторией Соколовой в монологе: «Главное – человека надо не осудить, а понять и простить».

Наша встреча завершилась словами ведущей Ульяны Пономаренко: «Творчество Ф.М. Достоевского – одно из тех важнейших явлений в истории русской литературы XIX века, которым суждено было стать в XX веке определяющими для всей мировой литературы. Глубокое сочувствие человеческому страданию, в каких бы сложных и противоречивых формах оно не проявлялось, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым «париям» дворянско-буржуазного мира, к талантливому человеку, роковым образом заблудившемуся в путанице своих собственных идей и представлений, к падшей женщине, ребёнку – сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира!

 

А.А. Новикова, профессор кафедры русского
языка, литературы и методики преподавания

Фото Екатерины Таран и Натальи Левкоевой (гр. Б2407)





 


Website Security Test