12 марта 2018

Традиционная VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Литература и культура Сибири, Дальнего Востока и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации», проведённая в Школе педагогики 16 февраля 2018 года, представляла собой интеллектуально-творческое мероприятие, в котором приняло очное и заочное участие более 40 человек из различных городов России (Санкт-Петербург, Хабаровск Владивосток и Уссурийск).

Целью конференции явилось объединение научных интересов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов и всех, кто интересуется проблемами культуры Дальнего Востока и Восточного зарубежья.

Открывая пленарное заседание конференции, профессор кафедры русского языка, литературы и методики преподавания Новикова А.А. остановилась на наиболее актуальных вопросах, связанных с проблемами развития дальневосточной литературы и культуры, её перспективами, а также отметила необходимость проведения мероприятий подобного уровня, выразила надежду на дальнейшее сотрудничество с Приморской краевой публичной библиотекой им. А.М. Горького (директор Брюханов А.Г., Заслуженный работник культуры РФ), с кафедрами русского языка и литературы, гуманитарными кафедрами дальневосточных вузов (ДВФУ, ПГСХА, Школа педагогики ДВФУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ДВГУПС, ТГУ). Приморским краевым колледжем культуры, городской библиотекой г. Уссурийска, городскими краеведческими музеями (Уссурийск, Спасск-Дальний), учителями городских и сельских школ Приморского края.

На пленарном заседании выступили гости, представившие интересные доклады, связанные с краеведческим материалом Дальнего Востока (Владивосток – Брюханов Александр Георгиевич: «Данильченко: личный мотив». (К 75-летию со дня рождения народной артистки РФ Татьяны Данильченко (1943–2011 гг.), артистки Приморского академического театра драмы им. А.М. Горького. Докладчиком была подготовлена замечательная презентация, показаны фрагменты видеофильма о жизни и творчестве артистки Т. Данильченко. Из Уссурийска – Сергеева Елена Николаевна, историк-краевед, рассказавшая об истории одной экспедиции Юрия Михайловича Янковского на Пектусан (Корея) в 1933 году. Фотографии, рукописи, письма и документы из семьи Янковских были показаны слушателям и вызвали неподдельный интерес у преподавателей, магистрантов и студентов, присутствующих на заседании.

С не менее интересным и значительным докладом «Творчество А.П. Чехова в восприятии современных критиков стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Китай)» выступила канд. филол. наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики преподавания Школы педагогики ДВФУ Новикова А.А., отметившая необходимость изучения литературного наследия русских классиков за рубежом. Каждый из выступающих затронул очень важный вопрос о роли и значении краеведческих материалов. Завершилось пленарное заседание обсуждением выступлений, было задано много вопросов докладчикам, состоялись прения по многим проблемам, связанных с историей литературы и культуры, с развития краеведения на Дальнем Востоке в целом. Обратили на себя внимание и проблемы современного подхода их изучения. В заключение председатель организационного комитета Новикова А.А. ещё раз поблагодарила всех участников конференции и пожелала творческой работы в секционных заседаниях.

1 секция «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ XIX – XXI ВВ.» (руководитель секции к. филол. н., доцент Плотникова Н.И.) была представлена докладами преподавателей из ДВФУ Кирилловой Е.О., Никифоровой О.В., Фадеевой И.А., Панченко Т.Ф., Ханоян Л.О., из ПГСХА Сахатским А.Г. Участники конференции из Школы педагогики были в большинстве, и их выступления вызвали глубокий интерес у слушателей. Примером тому стали сообщения Беляевой Н.В. («Признаки метапрозы в рассказе Вячеслава Пьецуха «Мужчины вышли покурить»), Кашириной Т.В. и Каширина В.А. («К вопросу о реализации программы курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникационная компетентность учителя-словесника в контексте требований ФГОС», Кима В.С. («О классификации сюжета сказки «Колобок»), Кривоус Т.В. («К проблеме литературоведческого истолкования категории фантастического»), Пресняковой Т.Н. («Классификация художественных образов как проблема эстетики»), Плотниковой Н.И., выступившей по теме исследования о творчестве В.К. Арсеньева, Федченко Е.В., представившей не менее интересный доклад на тему «Роль музея Спасского муниципального района в пропаганде национальной культуры среди молодёжи». Правда, не все участники выступили на секции, многие из них заявили заочное участие, тем не менее, все доклады, без сомнения, представляют научную значимость.

В работе 2 секции «ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫКОВ» (руководитель к. филол. н., доцент Маринченко И.А.) приняли участие не только учёные, магистранты и студенты кафедры русского языка, литературы и методики преподавания ШП ДВФУ, поделившиеся своими научными открытиями со слушателями, но свои работы прислали также преподаватели из Санкт-Петербурга (Агафонова Л.И. «Восприятие, анализ и перевод этнических сказок (на примере проектной работы по английскому языку)», Владивостока (Крылова Г.М. «О структуре и содержании курса «Русский язык в профессиональной коммуникации» (для бакалавров)».

Характерной чертой современной социокультурной ситуации является поиск качественно новых форм общения между культурами, языками и народами. Научные доклады Бирюковой О.А. «Выражение субъективно-модального значения желательности в русском языке и речи», Головнёвой Ю.В. «Метафора как одна из форм художественного мышления в романе В.В. Набокова «Машенька», Долматовой М.Н. «Работа по фразеологии на уроках русского языка в школе (на материале изучения грамматики)», Калмыковой С.А. и Савчук Т.В. «Уроки-лекции в системе занятий по русскому языку в школе», Маринченко И.А. и Васильевой Е.В. «Источники прецедентности в языковой игре авторов интернет-отзывов о парфюмерии», Томиловой Т.И. и Цой З.В. «Языковые нормы и их роль в современной коммуникации) вызвали горячее обсуждение как слушателей, так и самих участников конференции. Докладчики познакомили присутствующих с наиболее важными проблемами работы с иностранными студентами, раскрыли взаимосвязь различных аспектов языка при обучении грамотности как российских, так и китайских студентов. поделились своими наблюдениями о таких важных проблемах, как социальная адаптация китайских студентов в ВУЗе, языковые нормы и их роль в современной коммуникации. Некоторые доклады преподавателей были посвяшены проблемам обучения русскому языку в школе (уроки-лекции, работа по фразеологии на материале грамматики и т.п.).

Секция 3 «ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРИМОРЬЕ, НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И СТРАНАХ АТР» (руководитель – к. филос. н., доцент Плотникова О.В.) была самой многочисленной по составу участников. Были представлены разнообразные доклады, логически дополняющие друг друга и демонстрирующие научные интересы выступающих. Все результаты исследований вызвали большой интерес у слушателей и участников секции. Слушание докладов проходило в творческой и доброжелательной атмосфере. Несмотря на то, что темы докладов участников конференции включали разнообразные направления, удалось достаточно точно их систематизировать. Таким образом, каждая последующая тема либо дополняла предыдущую, либо расширяла проблематику развития общества и культуры. Так, удивительно много нового прозвучало в исследованиях Ворониной М.А. («Монголы Китая: Этногеографический очерк»), Довгаль Г.В. («Политико-административная элита Дальневосточного федерального округа»), Лубенской Е.Н. («Изучение истории Бохайского государства в начальных классах средней школы»), Плотниковой О.В. («Лидерство и харизма власти»), Медведковой Г.Н. («Лидерство в образовательной среде: к историографии вопроса в России»), Пчела И.В. («Награждения и поощрения учителей Приморской области начала ХХ века»).

После работы секций были подведены итоги конференции, руководители и слушатели поделились своими впечатлениями о прослушанных докладах, были внесены некоторые предложения по совершенствованию дальнейшего проведения подобного рода мероприятий. Об этом говорили Брюханов А.Г., Маринченко И.А., Калмыкова С.А., Плотникова О.В., Никифорова О.В. и другие. Для примера хочется привести слова библиографа МБУК «ЦБС» Уссурийского городского округа Ларисы Владимировны Становой, которая отметила, что конференцией осталась довольна как с точки зрения её содержания, так и её организационной стороной. «Особый интерес у меня, — сказала она, — вызвали доклады, вынесенные на пленарное заседание: «Данильченко: личный мотив» Брюханова А.Г, «Ю.М. Янковский. «История экспедиции на Пектусан» Сергеевой Е.Н, «Творчество А.П. Чехова в восприятии современных критиков стран Азиатско-Тихоокеанского региона» Новиковой А.А. Посетила я и одну из секций, где обсуждались вопросы литературы и культуры. Профессионально представили информацию докладчики Плотникова Н.И («К вопросу о проблемах экологии в трудах В.К. Арсеньева»), Беляева Н.В. («Признаки метапрозы в рассказе Вячеслава Пьецуха «Мужчины вышли покурить»). Почерпнула для себя много нового и интересного из докладов Кима В.С. («Классификация сказки «Колобок»), Федченко Е.В. («Роль музея Спасского муниципального района в пропаганде национальной культуры среди молодежи»), Никифоровой О.В. («Мотив движения в дневниках М.М. Пришвина дальневосточного периода»), Ханоян Л.О. («Непроизводственный производственный роман «Шахта» А.Н. Плетнева»). Конференция прошла на высоком уровне! Царила доброжелательная атмосфера. Все доклады были достойны внимания, встречены с интересом и вызывали оживлённую дискуссию. Вы можете по праву гордиться проделанной работой».

Очень приятно было слышать такие слова в адрес нашей конференции. Л.В. Станова ещё раз поблагодарила устроителей конференции и пожелала нам дальнейших успехов.

Хочется отметить и такой факт, что в работе конференции приняли участие большинство преподавателей из Дальневосточного федерального университета и Школы педагогики (Филиал ДВФУ). Это свидетельствует о стремлении к постоянному сотрудничеству различных кафедр и ОП ДВФУ с другими образовательными структурами в масштабах страны, особенно в свете современных научных тенденций и требований. Это, на мой взгляд, большой и позитивный фактор конференции, тем более что на пленарном и секционных заседаниях присутствовало много студентов, магистрантов, аспирантов из различных дальневосточных вузов и способствовало расширению их кругозора и формированию навыков дискуссионного и аналитического характера.

 

А.А. Новикова,
зам. председателя конференции,
к. филол. н., профессор кафедры русского
языка, литературы и методики преподавания

 





 

Участник проекта модернизации педагогического образования





Дальняя Россiя. Приморский краеведческий альманах


LoGo


Website Security Test