Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Учитель для Приморья
 
  14 марта 2018

1 марта на базе Школы педагогики Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске состоялось заседание рабочей группы «Учитель для Приморья».

Напоминаем, что рабочая группа с целью реализации проекта «Учитель для Приморья», направленного на максимальное содействие трудоустройству выпускников Школы педагогики ДВФУ в общеобразовательные школы нашего региона была создана в прошлом месяце.

Очередное заседание рабочей группы 1 марта прошло под председательством её руководителя – проректора по учебной и воспитательной работе Андрея Николаевича Шушина.

План реализации проекта «Учитель для Приморья» представила заместитель руководителя рабочей группы, советник при ректорате Оксана Олеговна Мартыненко. Согласно «дорожной карте», для его осуществления потребуются тщательный мониторинг ситуации, а также постоянный диалог и тесное сотрудничество Школы педагогики ДВФУ с администрацией края и муниципальными органами власти. А конечная цель проекта – сокращение дефицита педагогических кадров в Приморском крае – может быть достигнута путем реализации ряда задач, таких как повышение показателя трудоустройства выпускников-педагогов по специальности, организация длительных педагогических практик-стажировок, переподготовка выпускников непедагогических специальностей ДВФУ, повышение уровня социальных гарантий для молодых педагогов в крае, принятие дополнительных мер социальной поддержки, развитие педагогической магистратуры нового поколения, развитие наставничества в системе образования, развитие механизмов профессиональной адаптации выпускников. В ходе обсуждения «дорожной карты» Андрей Николаевич Шушин подчеркнул особое значение организации длительных педагогических практик продолжительность в один семестр или даже учебный год. Это, с одной стороны, будет способствовать профессиональному становлению будущих педагогов, а, с другой стороны, улучшит кадровую ситуацию в средних общеобразовательных школах.

Эта идея получила свое отражение и в докладе заместителя председателя рабочей группы, директора Школы педагогики С.В. Пишуна о плане работы по модернизации основных образовательных программ в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». По мнению Сергея Викторовича непрерывная педагогическая практика позволит сформировать у студентов компетенции, необходимые для практической работы со школьниками и быструю адаптацию выпускников в период их трудоустройства. Докладчик подробно остановился на аспектах учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в которые нужно внести изменения в связи с реализацией проекта «Учитель для Приморья». В частности, необходимы переход к проектированию образовательных программ на основе профессионально ориентированных модулей, отход от чрезмерной теоретизации процесса профессионального обучения. Практикант (особенно в период длительной практики) должен иметь в своем распоряжении целый инструментарий методической поддержки, чтобы увереннее справляться с профессиональными задачами. В этот инструментарий могут и должны войти и дистанционные технологии, и онлайн-курсы. Будучи еще на младших курсах, студент уже может пройти некий «вводный период» практики – например, участвуя в проведении ЕГЭ в качестве общественного наблюдателя. Свое веское слово в процессе подготовки педагогов-профессионалов должны иметь и их будущие работодатели: следует всячески приветствовать их привлечение к формированию и обновлению образовательных программ, к разработке программ и заданий производственной практики. В образовательные программы бакалавриата должны быть включены дисциплины, реализуемые педагогами-практиками, работающими в образовательных учреждениях Приморского края. В контексте реализации проекта «Учитель для Приморья» Школа педагогики должна поднять на новый уровень работу не только со студентами-практикантами, но и выпускниками. Так, за каждым выпускником в течение первого года работы в общеобразовательной организации будет закреплен преподаватель-методист в качестве наставника, который поможет ему в адаптации. Школа педагогики будет проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников в течение первых двух лет их работы, чтобы отслеживать проблемы и трудности процесса их адаптации.

О содействии, которое может оказать в реализации проекта «Учитель для Приморья» Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ рассказал заместитель директора ШИГН К.Ю. Колесниченко. По его мнению, это может быть, прежде всего, помощь в проведении комплексного социологического исследования среди выпускников (не только Школы педагогики, но других Школ, чьи выпускники потенциально могут устроиться на работу в общеобразовательные учреждения) с целью выявления их мотивации, т.е. причин, по которым они фактически не идут работать в такие учреждения, и стимулов, которые могли бы изменить такое отношение. При этом на первом этапе более эффективной будет опрос через фокус-группы (по 2 – в ШП, ШИГН и ШЕН), а не путем анкетирования. Анкетирование предполагается чуть позже – для массового опроса студентов предвыпускных курсов. А вот для уже работающих выпускников подойдет форма экспертного опроса. «Наши эксперты будут готовы выехать в любую точку края», — заверил Кирилл Юрьевич. Полученные в итоге материалы помогут понять, в каком направлении нужно будет работать для улучшения имиджа профессии педагога.

О подготовке предложений по развитию механизмов дополнительной государственной поддержки молодых педагогов доложили начальник управления по вопросам образования Михайловского муниципального района А.Ф. Чепала и заместитель директора Школы педагогики В.В. Пупей. Среди стимулирующих мер, перечисленных Аленой Федоровной, были, в частности, отсрочка от армии юношам (на период действия первого договора), выплата подъемных (от 500 000 рублей) сразу после трудоустройства (с условием, что специалист должен отработать определенное время или вернуть «подъемные»), единовременная выплата для молодых педагогов (50 % от должностного оклада (если у педагога высшее образование) и 30 % (если среднее) взамен дальневосточного коэффициента, на который они не имеют права без полутора лет трудового стажа, ежемесячная компенсация транспортных затрат к месту работы (для иногородних специалистов), унификация должностных окладов учителей по всей территории Приморского края с внедрением доплаты за категории педагогов, понижение стажа для получения категории для молодых специалистов до 1 года и, разумеется, предоставление благоустроенного жилья молодым педагогам. Особое значение благоустроенного жилья для молодых специалистов подчеркнул в своем выступлении и Владимир Витальевич. По его мнению, первоначально они могут получать служебное жилье, но с правом его приватизации за выслугу лет (от 10 до 20 лет – в зависимости от удаленности территории и степени комфортности жилья). Краевые власти здесь тоже могли помочь, запустив программу строительства «учительских домов» на несколько квартир в каждом поселении, где имеется средняя школа. Со своей стороны, руководство школ, куда приходят работать молодые специалисты, могло бы создать для них «режим наибольшего благоприятствования»: закрепить за ними педагогов-наставников, ограничить нагрузку одной ставкой, дать возможность выбора классов, составлять расписание таким образом, чтобы молодой специалист мог совмещать работу с обучением в магистратуре ДВФУ, и сделать иные похожие шаги, не требующие финансовых вложений. В свою очередь, Школа педагогики должна сопровождать своего выпускника первые три года его работы в общеобразовательной школе, предоставляя ему доступ ко всей имеющейся в ШП литературе и материальной базе, давая консультации (в крайних случаях – с выездом преподавателя ШП к месту работы выпускника).

О плане разработки локальных нормативных актов по организации производственной практики студентов Школы педагогики сообщила советник при ректорате Е. П. Царегородцева. «Самое важное, — подчеркнула Екатерина Петровна, — все изменения, связанные с практикой, не затрагивают часы теоретического обучения: недопустимо, чтобы студент пришел в школу недоучкой». А обновленные локальные акты будут разрабатываться в тесном взаимодействии с муниципальными управлениями образования (от их потребностей и возможностей будет зависеть, будет ли педагогическая практика нового формата длиться один семестр или один год) и кафедрами Школы педагогики, которые должны представить свои предложения в письменном виде до 12 марта.

— Коллеги, спасибо за плодотворную работу, — сказал в заключение Андрей Николаевич Шушин. — Здесь не прозвучало ничего лишнего. Все ваши мысли, замечания и предложения мы зафиксировали. Теперь главная задача – донести их до руководства края.


Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru





 


Website Security Test