Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Население самой населенной страны – какое оно?
 
  7 октября 2009

Трудно найти жителя Приморского края, который бы прямо или косвенно не имел отношения к Китаю или китайцам.

Но совершенно по-новому знакомый и близкий Китай открылся студентам-географам 5 курса на открытой лекции, которую давала 6 октября доцент кафедры географии Воронина М.А. в свете одного из этапов прохождения по конкурсу на переизбрание на должность доцента.

Тема лекции «Население Китая» определила канву занятия. Лектор сразу обозначила основные вопросы для рассмотрения: этнический и религиозный состав населения, современная демографическая ситуация, урбанизация и миграции.

Начало лекции было необычным, т.к. начиналась с цитаты из сказки Ганса Христиана Андерсена «Соловей императора»: «И есть такая страна Китай, и правит ею китайский император, и живут в ней китайцы». На это высказывание Марина Андреевна вместе со студентами сделали две поправки, вспомнив материал предыдущей лекции: последние 300 лет Китаем правила манчжурская династия Цин, и в Китае живут не только китайцы, а еще 55 этнических групп, в том числе и русские. Далее студенты более подробно рассмотрели представителей 5 языковых семей, среди которых выделили монголов Китая как самый бедный и примитивно живущий народ, в чем лектор сама могла убедиться, побывав в одном из поселений данного народа в Китае.

Интересен и занимателен был вопрос о религиозном составе Китая. Здесь особое внимание было уделено конфуцианству, как основной национальной религии. К месту были вспомнены 5 добродетелей «благородного мужа», выделенных Конфуцием: человеколюбие, справедливость, почтение к родителям и правителям, здравый смысл и благоразумие, искренность и доброе намерение. Разве лишним будет такое напоминание для нынешних молодых людей?

Кратко была рассмотрена современная проблема Тибетской автономии, в которой в форме ламаизма представлена мировая религия буддизм, пришедшая в Китай из Индии. Ведь еще свежи в памяти события годичной давности, когда тибетскую автономию сотрясали межнациональные распри как раз в канун олимпийских игр. Нужно отметить, что материал о религиозном составе был передан лектором в ознакомительном варианте, т.к. студенты подробнее изучали эти аспекты на 2 курсе при изучении дисциплины «Этногеография и география религий». И здесь можно отметить стремление Ворониной М.А. активизировать студентов, чтобы применить ранее полученные знания.

Особый разговор был по поводу китайского языка и письменности. Сложность китайского языка и письменности можно определить русской поговоркой, когда говорят о чем-то непонятном как о «китайской грамоте». И, правда, в китайском языке необходимо не только правильно прочитать иероглиф, но еще и в нужной тональности, которых выделяют четыре. Например, иероглиф «ма» в 1 тоне означает «мама», во втором – «конопля», в третьем – «лошадь», в четвертом – «ругать»! Представляете, если к самому близкому и родному человеку обратиться в 3 тоне?

В перерыве Марина Андреевна постаралась практически использовать несколько минут, дав студентам немного передохнуть. Разговор шел об особенностях национальной китайской кухни, которую многие любят, а, также лектор дала мастер-класс по использованию китайских палочек, сама виртуозно управляя ими.

И, конечно, венец лекции, современная демографическая ситуация в Китае. Только ленивый и негеограф может не знать, что Китай по численности населения занимает 1 место в мире. А вот все ли знают причины этого явления? Можно сказать уверенно, что после сегодняшней лекции студенты 5 курса даже самому ленивому ученику смогут донести сущность демографической политики Китая – настолько ясно, доступно четко и лаконично был изложен материал по данному вопросу.

В конце лекции достоверность изложенного материала подтвердил «китайский друг» Марины Андреевны старший преподаватель кафедры китайского языка Гэн Хайтянь со своей супругой.

Полтора часа лекции пролетели незаметно. Как и ожидалось лекция прошла на очень высоком профессиональном уровне, что говорит о высокой квалификации Ворониной М.А. Мне, как физико-географу, было не только интересно но, и познавательно окунуться в изучение населения древней и загадочной страны Китай. О чем можно еще говорить, если за кафедрой стоял МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА!

И.Ф. Кравченко,
cтарший преподаватель кафедры географии




 


Website Security Test