Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
С.В. Пишун: «УГПИ — востребованный вуз»
 
  17 декабря 2009
Интервью ректора УГПИ, доктора философских наук, профессора С.В. Пишуна, посвященное предварительным итогам прохождения нашим вузом процедур государственного лицензирования и аккредитации в ноябре 2009 года.

- Сергей Викторович, пожалуйста, несколько слов о том, как УГПИ прошел аттестацию?

- Сейчас это называется не «аттестация». Раньше это была комплексная проверка — «процедура государственного лицензирования и аккредитации». Сейчас эти две вещи разделили. Лицезирование стало само по себе, и аккредитация — сама по себе. Два разных мероприятия, для каждого из которых формируются разные комиссии, и за которые отвечают люди из разных кабинетов в Рособнадзоре - Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

- И какую из этих двух процедур наш вуз прошел первой?

- Сначала в середине ноября мы прошли процедуру государственного лицензирования. В течение трех дней у нас работала представительная комиссия в составе девяти человек во главе с со Светланой Павловной Машовец проректором по учебной работе Дальневосточного госсударственного гуманитарного университета (г. Хабаровск). В составе комиссии были специалисты из Хабаровска, Благовещенска, Владивостока. Например, от Совета ректоров вузов Приморского края был его председатель — ректор ТГЭУ Виктор Григорьевич Белкин. От Департамента образования и науки администрации Приморского края была заместитель руководителя департамента Екатерина Вениаминовна Черновицкая. Из Амурского госуниверситета — зав. кафедрой литературы Анна Анатольевна Забияко, из Дальневосточной государственной академии физической культуры - проректор по науке Евгений Николаевич Петров.

- И на что был направлен интерес этой комиссии?

- В общих чертах, комиссия по лицензированию определяет условия возможности проведения образовательного процесса. Члены комиссии проверяли документацию (в частности, учебную документацию на всех факультетах), посещали занятия у некоторых преподавателей, а также изучали материально-техническую базу нашего института и социально-бытовые условия.

- Какой же вердикт они вынесли?

- Все члены комиссии остались удовлетворены теми условиями, которые есть в нашем институте, и дали положительное заключение.

- Неужели обошлось без замечаний?

- Единственная проблема, с которой мы столкнулись, это неообходимость сокращения приведенного контингента студентов. У нас он составлет 3500 человек, а будет около 2700 человек.

- Чем это вызвано?

- Дело в том, что меньше абитуриентов стало поступать вообще во все вузы Приморского края, и соответственно уменьшается общее число студентов. В том числе из-за фактора ЕГЭ: дети не хотят сдавать ЕГЭ по литературе, химии, физике, иностранному языку. В этой ситуации УГПИ тоже не на всех факультетах сможет удержать прежние показатели набора.

- Какими последствиями для УГПИ может обернуться сокращение приведенного контингента?

- В общем-то, эта новая цифра — 2680 человек — нас вполне устраивает, потому что студентов-очников у нас сейчас 2300 человек. Плюс заочники, которые считаются один к десяти. Единственный негативный момент — сокращение преподавателей, наверное, неизбежно.

- А когда мы можем ожидать окончательных результатов процедуры лицензирования?

- Ориентировочно в феврале 2010 года на заседании коллегии Рособнадзора будут официально представлены документы о нашем институте. На мой взгляд, есть все основания надеяться, что мы получим положительное заключение. Срок действия текущей лицензии истекает 1 апреля 2010 года. Таким образом, есть запас времени, чтобы получить новую лицензию.

- А вторая процедура?

- Вторая процедура, о которой мы еще не говорили - это процедура государственной аккредитации. Перед тем, как назначается комиссия по госаккредитации, вуз проходит тестирование, и УГПИ прошел его с очень высокими показателями, за исключением некоторых дисциплин экономического профиля. Но, поскольку эти дисциплины у нас, в педагогическом вузе, не являются профилирующими, мы может смело сказать, что наш институт прошел это испытание с честью. Даже наша строгая проверяющая, Татьяна Марьяновна Бойцова (директор Института дизайна и моды ВГУЭС) была удивлена отличными знаниями наших студентов.

- Каких именно студентов?

- В первую очередь тестировались непрофильные специальности университетского уровня: культурология, социология, адаптивная физическая культура, экология. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех наших студентов, принявших участие в тестирование, даже несмотря на эпидемию гриппа, а также преподавателей, проводивших предварительную подготовку.

- А кто будет окончательно оценивать результаты тестирования?

- Все данные отправили в Йошкар-Олу, где находится центр по обработке результатов тестирования. А проректор по учебной работе В.Ф. Милованов отвез эти сведения в Москву. И сейчас мы ждем комиссии по аккредитации.

- Когда она может приехать?

- Я думаю, что в ближайшие дни нам будут объявлены и состав комиссии по аккредитации, и сроки ее работы. Но если показатель очень хороший, то комиссия может и вовсе не приехать, а ограничится изучением предоставленной документации. Главное в этом деле — именно это тестирование, которое мы прошли.

- И когда мы узнаем о результатах процедуры аккредитации?

- Этот вопрос должен решаться в апреле 2010 года на заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. А срок аккредитации у нас заканчивается 24 июня. Таким образом, у нас и здесь более, чем достаточный запас времени. Просто этот процесс мы начали раньше, значительно раньше, когда получали положительное заключение МЧС, СЭС и т.д. Этот предварительный этап, когда собираются нужные бумаги, на самом деле сам по себе — сложная процедура..

- Сергей Викторович, а каковы перспективы УГПИ в контексте изменений в системе высшего образования в России в целом и в нашем регионе в частности? Станет ли наш вуз университетом или же войдет в состав федерального университета?

- Мы не претендуем на статус университета, но, с другой стороны, мы категорически против того, чтобы входить в какие-то гигантские структуры. Это общее мнение коллектива, который меня избирал и к которому я должен прислушиваться. Есть какая-то вероятность, что к этому мнению прислушаются и те, кто принимает решения. К примеру, когда в Красноярске образовался Сибирский федеральный университет (тем же способом, которым предполагается создать Дальневосточный федеральный университет, т.е. объединением вузов), Красноярский педагогический университет остался самостоятельным. И это вполне в русле мировых тенденций. В большинстве стран педагогические вузы не входят в состав классических университетов. Вот возьмём для примера наших ближайших соседей — Китай и Южную Корею. В Харбине отдельно существуют Харбинский педагогический университет и Хэйлунцзянский университет, в Муданцзяне — Муданцзянский университет и Муданцзянский государственный педагогический университет. В Южной Корее практически во всех крупных городах (Сеул, Тэгу) так же имеются, наряду с классическими, университетами, университеты образования. И это разумно, т.к. у нас разные задачи. Педагогический вуз готовит учителей в школу, а классический университет (в том числе, будущий Дальневосточный федеральный университет) - специалистов в сфере народного хозяйства.

- А к чему на практике может привести вхождение УГПИ в состав ДВФУ?

- Как это будет все выглядеть в реальности? В Уссурийске есть два филиала вузов, которые предпологается ввести в этот федеральный университет: это филиалы ДВГУ И ТГЭУ. Оба филиала находятся, в основном, на арендуемых площадях, т.е. у них нет практически своей площади для образовательного процесса. А будет образован Уссурийский филиал Дальневосточного федерального университета. Не будет отдельного УГПИ, а студенты этих филиалов перейдут на наши учебные площади. Соответственно набор на педагогические специальности будет сокращаться, т.к. площадей на всех не хватит. Ведь учебная площадь и количество студентов жестко увязаны. Я уже сказал, что у нас и так сократился приведёный контингент студентов. И будут здесь учиться юристы, экономисты и менеджеры. А в крае, кстати, на данные момент не хватает 750 школьных учителей, и эта цифра с каждым годом растет. Если не будет пединститута, кто будет учителей готовить? Неизбежно (от этого никуда не уйти), через 7-8 лет встанет вопрос о возрождении педагогического вуза. Просто не будет заполнена ниша подгоговки учителей, понимаете? Мы, на нашем уровне, хотим возродить подготовку кадров для детских садов, потому что в садиках не хватает специалистов. А кто идет в садик работать? Зачастую люди, которые вообще педагогического образования не имеют. У нас есть заочное отделение дошкольной педагогики, но мы хотим возродить именно очное.

- Т.е. Ваш прогноз, что УГПИ не станут вводить в состав федерального университета?

- УГПИ — востребованный вуз, и наши выпускники востребованны в крае. Поэтому будем стараться сохранить самостоятельность. Но этот вопрос находится в компетенции правительства.





 


Website Security Test