Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Главные события января
 
  2 февраля 2010
Январь – месяц, традиционно связанный с экзаменационной сессией и студенческими каникулами. В этом году он оказался насыщен и другими, не менее важными событиями.

2010 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом учителя. Знаменательно, что в УГПИ он открылся курсами повышения квалификации работников образования (11 – 23 января).

Затем состоялся круглый стол «Педагогическая практика: проблемы и пути их решения» совместно с руководителями образовательных учреждений и представителем управления образованием (22 января).

Принципиально важным стало обсуждение вопроса о наборе абитуриентов на 2010 год на заседании Ученого совета (26 января).

29 января был проведен обучающий семинар «Технологии продвижения образовательных услуг в деятельности современного руководителя» (руководитель В.И. Билецкий).

Остановимся более подробно на перечисленных мероприятиях.

В 2009-2010 учебном году для работников образования были предложены разнообразные программы повышения квалификации. С 11 по 23 января 2010 г. успешно реализованы следующие программы:

  • Современные подходы к обучению английскому языку в средней школе (72 ч., руководитель программы – О.Ю. Самойленко);
  • Актуальные проблемы современного филологического образования (108 ч., руководители программы – А.М. Антипова, С.А. Калмыкова);
  • Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в современной школе (108 ч., руководитель программы – И.В. Пчела);
  • Использование информационно-коммуникационных технологий обучения в современных условиях» (108 ч., руководитель программы – О.П. Рябоконь);
  • Психолого-педагогическая подготовка учителей начальных классов (108 ч., руководитель программы – И.А. Шкляр);
  • Современные технологии дошкольного образования (108 ч., руководитель программы – Г.В. Павленко);
  • Нормативно-правовое обеспечение и основы менеджмента качества в управлении образовательным учреждением (108 ч., руководители программы – В.И. Билецкий, О.В. Маркова).

Обучение прошли 138 работников образования, в том числе учителя г. Уссурийска (МОУ СОШ №№ 3, 6, 8, 11, 14, 16, 22, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 130, 131, 133, 134, гимназия № 29, школы-интернаты №№ 3, 29 ), г. Лесозаводска, а также сельских школ (с. Раздольное, п. Липовцы, п. Красный Яр, с. Степное, с. Новоникольск, п. Новошахтинск, п. Тимирязевский, с. Галенки, с. Корсаковка, с. Борисовка, с. Воздвиженка). 97 человек – выпускники разных лет УГПИ!

Учителям был предложен материал, с одной стороны, соответствующий уровню развития современной науки, с другой – учитывающий потребности образовательных учреждений и требования, предъявляемые к подготовке учителя в современных условиях.

Руководители программ предусмотрели разнообразные формы работы со слушателями: проблемные лекции, практикумы, круглые столы, презентации творческих проектов, деловые игры. В основе методики организации занятий со слушателями – постоянная обратная связь, обращение к индивидуальному опыту учителей.

По завершении работы всем слушателям было предложено заполнить анкету-отзыв, содержавшую такие вопросы:

  • Насколько Вы удовлетворены содержанием курса в целом? (по 10-балльной шкале);
  • Какой из тематических блоков программы Вы считаете наиболее полезным / ценным с точки зрения дальнейшего применения полученной информации в своей практике?
  • Насколько вы удовлетворены общим стилем преподавания? (по 10-балльной шкале);
  • Что бы Вы предложили изменить в организационном и содержательном планах для совершенствования программы курса?
  • Насколько Вы удовлетворены составленным расписанием занятий? (по 10-балльной шкале).

Отрадно отметить, что в целом педагоги высоко оценили работу курсов. Вот несколько отзывов:

  • «Удивительно тепло, искренно, по-доброму отнеслись к нам все преподаватели»;
  • «На всех занятиях царила обстановка сотрудничества, творчества, взаимопонимания»;
  • «Особо хочется отметить высокий уровень преподавания, доброжелательное отношение и профессионализм»;
  • «Высокий уровень преподавателей курсов вызывает восхищение!»;
  • «Преподаватели являют собой образец культуры, образованности, увлечены своим делом, заинтересованы в конечном результате»;
  • «Хотелось бы, чтобы и на последующих курсах работали такие же профессионалы, содержание курсов было бы таким же актуальным, имело бы практическую направленность».

Подавляющее большинство слушателей устроило расписание работы, которое включало и день самостоятельной работы, и день выполнения итоговой контрольной работы.

Данные, полученные в результате опроса, необходимы всем руководителям программ, особенно, когда речь идет об оценке слушателями содержательного компонента разработанных ими программ. Были высказаны пожелания по включению отдельных тем, важных, с точки зрения учителей. Этот материал, бесспорно, поможет при дальнейшей корректировке некоторых разделов программ.

Две недели оказались заполненными совместной увлеченной деятельностью, живым заинтересованным общением со слушателями-коллегами.

Сердечно благодарю за высококвалифицированное руководство программами, ответственное, творческое отношение к делу всех руководителей: Ольгу Юрьевну Самойленко, Светлану Александровну Калмыкову, Инну Владимировну Пчела, Ольгу Павловну Рябоконь, Ирину Алексеевну Шкляр, Галину Владимировну Павленко, Вадима Ивановича Билецкого, Оксану Викторовну Маркову. Им удалось вовлечь в реализацию программ коллег-единомышленников, работу которых так высоко оценили наши слушатели.

За помощь и поддержку в решении организационных вопросов выражаю искреннюю признательность начальнику учебно-методического управления Вадиму Ивановичу Билецкому.

Не менее значимым для УГПИ стало проведение 22 января 2010 года круглого стола «Педагогическая практика: проблемы и пути их решения». Предметом рассмотрения были проект Положения о педагогической практике студентов УГПИ и проект Договора о проведении педагогической практики.

За круглым столом состоялся заинтересованный разговор коллег, в ходе которого были проанализированы важные вопросы планирования, организации и проведения педагогической практики.

Следует отметить, что его проведению предшествовала большая подготовительная работа. В течение декабря-января было проведено несколько совместных совещаний педагогов, психологов, методистов, на которых велся разговор о назревших проблемах практики и совместный поиск ответов на дискуссионные вопросы.

Считаю принципиальным, что к участию в работе круглого стола были привлечены руководители базовых образовательных учреждений и их заместители, ибо педагогическая практика – площадка совместной деятельности преподавателей и студентов вуза, коллектива образовательного учреждения, учащихся, родителей. На заседании присутствовали: директор гимназии № 29 Е. В. Жуков, директор школы № 32 Н.Н. Мудрякова, директор школы-интерната № 3 О.В. Братющенко, директор школы п. Тимирязевский А.А. Болсуновский, а также заместители директоров образовательных учреждений: В.Л. Танская (гимназия № 29), Е.А. Солдатова (школа № 3), Т.В. Догадова (школа № 6), Е.А. Подгородецкая (школа № 25), В.А. Хлебус (школа № 130), В.Н Новикова (гимназия № 133), Л.Ф. Кужим (школа № 16), С.И. Строкова (школа № 30), С.Ю. Морозова (школа-интернат № 29), Н.В. Салеева (школа с. Галенки), Е.А. Балабина (школа с. Корсаковка).

Главным итогом работы стало принятие окончательных формулировок целей и задач практики, ее содержания, решение организационных вопросов, а также утверждение унифицированных отчетных документов по результатам практики.

Необходимо отметить, что Положение о педагогической практике студентов УГПИ было единогласно принято на заседании Ученого совета УГПИ 26 января 2010 г. (протокол № 5).

Благодарю всех участников круглого стола за проявленное внимание к теме заседания и заинтересованное ее обсуждение. Слова особой признательности адресую тем, кто помог в его подготовке и успешном проведении: Александре Михайловне Кулинец, Вадиму Ивановичу Билецкому, Марине Васильевне Бондаренко, Ольге Павловне Рябоконь, Татьяне Николаевне Шурухиной, Светлане Александровне Калмыковой, Ольге Вячеславовне Калиниченко, Ольге Владимировне Билецкой, Ивану Николаевичу Шабля, Нине Николаевне Бондаренко.

В связи с принятием нового Положения о педагогической практике студентов УГПИ составителям программ предстоит работа по их обновлению, обеспечению доступности программ студентам (их размещение на сайтах профилирующих кафедр, кафедр педагогики и психологии, сайте УГПИ).

Подготовка к курсам, круглому столу в очередной раз заставила задуматься о будущем института. А оно (и это очевидно) связано с набором абитуриентов. Мы работаем в педагогическом вузе и поэтому обязаны иметь тесную связь со школами, осуществлять целенаправленную и систематическую работу по профориентации среди школьников. Именно об этом шла речь на январском заседании Ученого совета.

Комиссия по подготовке к заседанию вопроса «О работе деканатов по организации набора в институт на 2010 год» отметила следующее:

  • факультеты и кафедры имеют планы профориентационной работы на учебный год, включающие традиционные и нетрадиционные формы работы;
  • к числу эффективных форм профориентационной работы отнесены: «дни открытых дверей», «ярмарки профессий», презентации факультетов и специальностей в средствах массовой информации и на сайте УГПИ, проведение предметных олимпиад, привлечение школьников к участию в работе клуба исторической реконструкции Scara Regis и археологического клуба «Резерв», к участию в различных конкурсах (Talent Show, ORIENТИРОВАНИЕ), интернет-викторинах, викторинах, спартакиаде; привлечение преподавателей к оказанию помощи в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ; проведение показательных лабораторных занятий со школьниками, проведение экскурсий для школьников в музеях УГПИ; проведение интернет-опроса среди учащихся с целью выяснения будущего места обучения и привлечения выпускников в качестве будущих абитуриентов; изготовление и распространение рекламной печатной продукции; проведение профориентационных мероприятий студентами дневной и заочной формы обучения в период педагогической практики.

Вместе с тем в работе деканатов по организации набора в институт на 2010 год комиссия выявила некоторые упущения: планы профориентационной работы не всегда предусматривают тесное взаимодействие с сельскими школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования; не в полной мере используются возможности размещения материалов в средствах массовой информации; достаточно однообразны виды работы при проведении «дня открытых дверей».

Кроме того, следует указать, что не все решения Ученого совета от 27 января 2009 г. по данному вопросу были выполнены. В частности, не соблюдено требование дважды в год проводить «день открытых дверей»; слабо организована работа с сельскими школьниками; отчеты деканов о проведенной работе в школах города и района заслушивались не регулярно.

Комиссия выработала решения, которые были приняты Ученым советом:
  • Активизировать работу по размещению материалов о факультетах и специальностях в городских и краевых средствах массовой информации;
  • Организовать работу по повышению квалификации руководителей структурных подразделений и их заместителей по вопросу профориентационной работы через участие в обучающем семинаре «Технологии продвижения образовательных услуг в деятельности современного руководителя» (отв. – В.И. Билецкий) (29 января 2010 г.);
  • Обновить информацию для поступающих на сайте УГПИ до 08 февраля 2010 г.;
  • При проведении «дней открытых дверей» в феврале и марте 2010 г. апробировать новые формы работы, привлечь к этой деятельности профилирующие кафедры, студенческое самоуправление.
  • Составить общеинститутский план профориентационной работы на 2010-2011 уч.г. (к июньскому заседанию Ученого совета);
  • При планировании профориентационной работы предусмотреть тесное взаимодействие УГПИ с местными управлениями образованием, школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования;
  • Обновить концепцию и содержание деятельности факультета довузовской подготовки, основное назначение которого – оказание образовательных и консультативных услуг учащимся, выпускникам образовательных учреждений и профориентационная деятельность (предметные курсы; субботняя профильная школа; профдиагностика; пользователь ПК и др.);
  • Шире применять такую форму работы, как презентация факультетов и специальностей в образовательных учреждениях;
  • Активизировать работу профессорско-преподавательского состава УГПИ в образовательных учреждениях (проведение уроков, факультативных, элективных курсов; научно-методическое консультирование и др.);
  • Включать отчеты деканов о профориентационной работе в планы совещаний при ректоре;
  • Обсуждать вопросы методики профиориентационной работы УГПИ на Методическом совете УГПИ;
  • Провести «день открытых дверей» в 2010-2011 уч.г. в октябре-ноябре и в феврале, используя разнообразные формы работы (например, программу «Стань студентом на день» и др.).

Необходимо отметить, что одно из принятых Ученых советом решений уже реализовано. 29 января Вадим Иванович Белецкий провел обучающий семинар «Технологии продвижения образовательных услуг в деятельности современного руководителя», содержание и методику проведения которого высоко оценили наши преподаватели.

Думается, что Год учителя должен мобилизовать руководство и коллектив преподавателей УГПИ на творческий поиск оптимальных решений сложных педагогических задач, стоящих перед институтом. А это, в свою очередь, потребует от всех нас постоянного анализа собственной деятельности для определения наиболее эффективных форм и методов работы.

А.М. Антипова,
д.п.н., профессор, проректор по инновационной
и учебно-методической работе УГПИ




 


Website Security Test