Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
«Мораль пани Дульской»
 
  25 мая 2007
21 мая 2007 года театр студия УГПИ порадовал зрителя очередной премьерой - предпоследней в сезоне.
На этот раз режиссер-постановщик С.В. Пацаль, член Союза театральных деятелей России, руководитель нашего театра, представил на суд зрителей спектакль по пьесе Габриэлы Запольской «Мораль пани Дульской». Пьеса эта была весьма популярна в советских театрах в несколько десятилетий назад. Ставили ее в те годы и в Уссурийске, и создатели нашего спектакля посвятили свой труд светлой памяти Веры Николаевны Кондриной, актрисы Уссурийского городского драматического театра, блестяще игравшей пани Дульскую в 1960-х годах.
Так кто же такая эта Дульская? Домовладелица из города Лемберга (он же «Лвiв», он же «Львув»). Из Львова, то есть. Из крупного провинциального города на восточной окраине Австро-Венгерской империи. Почему, спросит читатель, из Львова? Ведь в пьесе это никак не обозначено. Ну, хотя бы потому что именно во Львове эта «мещанская трагикомедия» была написана 101 год назад и там же поставлена. К тому же, Дульская возит дочек на уроки танцев на трамвае, а во Львове (извините, в Лемберге) начала прошлого века этот передовой вид транспорта имелся, в отличие от многих европейских столиц. Но трамвай на сцену не вытащить, поэтому атмосферу времени, на мой взгляд, удачно воссоздают, декорации, изготовленные Н.Н. Паничкиным, и костюмы, подобранные и сшитые заслуженным работником культуры РФ Е.В. Шишовой.
Итак, пани Дульская - домовладелица. Властная, жестокая, прижимистая. А еще - жена и мать. Само собой разумеется, ее властность, жестокость и прижимистость (плавно переходящая в жадность) в семейных отношениях проявляются не меньше, чем в деловых. В чем же заключается «мораль» Дульской? Да в том, чтобы все было «прилично». Или хотя бы так выглядело. Оно и выглядит. Дочери ходят в школу и на танцы. Муж, получив мелочь на карманные расходы, где-то пропадает целыми днями. Сын (целыми ночами) сидит в кафешантанах, а днем (если позволяют настроение и самочувствие) ходит на службу. Но вот наступает кризис: Збышко (Илья Федорченко), единственный и любимый сын, заявляет, что женится на соблазненной им горничной Ганке (Елена Плотникова).
Здесь самое время отдать должное актерскому мастерству исполнительницы заглавной роли - студентки Иветты Иванниковой. Сыграть такой переход от одного эмоционального состояния к другому непросто: была этакая семейная тиранша, живая машина по выжиманию денег из квартирантов, и вдруг перед нами обычная растерянная женщина, готовая обратиться за помощью даже к своей родственнице, известной своим интриганством пани Юльясевич (Татьяна Тальских) и даже мужу-подкаблучнику. Роль Фелициана Дульского (актер театра ДВО В.И. Сальниченко) интересна тем, что он, «муж-подкаблучник», изъясняется на сцене только взглядами и жестами. А реплика у него одна, зато какая! Когда супруга пытается вернуть его, человека, уже многие годы живущего своими собственными интересами и мелкими удовольствиями, к «участию в процессе воспитания», он очень проникновенно произносит: «Да чтоб вас всех черти съели!».
Особое участие в действии принимают дочери пани Дульской. Меля (ученица средней школы № 6 Виктория Науменко), младшая дочь, добросердечная и простодушная, ничего не понимает в происходящем, но искренне пытается всем помочь. А старшая, озорная и хитрая Геся (очередной обаятельный enfant terrible Дарьи Данчиной), напротив, понимает все лучше всех взрослых и искренне над всеми потешается.
Впрочем, для пани Дульской все заканчивается с относительно небольшими потерями. Инфантильный Збышко, поговорив по душам с пани Юльясевич (дамой циничной, но практичной), берет назад свое слово и не женится на Ганке. А вот Ганка (в начале и в середине пьесы весьма забитое и безответное существо) вдруг проявляет твердость характера и берет с «ясновельможной пани» отступного раз в двадцать больше первоначально предложенной суммы. Не без помощи и моральной поддержки своей крестной, прачки Тадраховой (роль этой бедной, но честной особы сыграла Елизавета Хегя, известная нам как мама невесты из «Комнаты невесты» и император Сатурнин из «Тита Андроника»).
И вот Дульская - снова Дульская. И Юльясевич вместо материальной благодарности (она рассчитывала бесплатно пожить у «тети» на квартире) получает шиш.
А вдоволь насмеявшийся зритель будет ждать следующей премьеры в нашем театре. А состоится она 18 июня.




 


Website Security Test