28 февраля 2010 года театральная студия «Перемена» представила на суд зрителя спектакль «Дожить до премьеры».
Автор пьесы, современный белорусский драматург Николай Рудковский, предваряет свое произведение парафразом восточной притчи: «Однажды партизанке Вере приснилось, что она бабочка: она весело порхала, была счастлива и не знала, что она – партизанка. А проснувшись внезапно, даже удивилась, что она – Вера. И не знала уже: ей ли снилось, что она – бабочка, или бабочке снится, что она – партизанка». Собственно, сюжет пьесы нельзя пересказать короче и точнее. Двум театральным актрисам – лучшим подругам Вере (Елена Покладенко) и Кате (Мария Носач) предстоит сыграть партизанок времен Великой Отечественной войны. В строгом соответствии с принципами Станиславского (жизненная правда – сверхзадача – активность действия – органичность – перевоплощение) девушки ищут способы понять своих сверстниц из далекого героического прошлого. Ищут и находят – они начинают играть партизанок (или играть в партизанок) не только на сцене, но и в жизни. Пересказывать фабулу, описывать все трагикомические ситуации, в которые попадают актрисы-партизанки, а также муж Веры Леша (Марк Алиев), незнакомая женщина (Нина Семиразова), инструктор по фитнесу (Виталий Базыль) и группа местной молодежи, нет смысла. Этот реалистичный абсурд нужно видеть и слышать. Там есть над чем посмеяться и над чем задуматься. И что же получают герои в результате своих психологических экспериментов? Актрисы блестяще справляются с ролями, но главное – побочные эффекты. «Молодой, красивый и богатый» Леша разоряется, ирония и цинизм не спасают его от нервного срыва, но он осознает, что самое страшное для него – потерять любовь Веры. Грубоватый инструктор, согласившийся сыграть фашиста, чтобы помочь «партизанкам» вжиться в образы, проходит через катарсис и получает в награду любовь. В лице той самой незнакомой женщины, которая по ходу пьесы неоднократно меняет род деятельности (спекулянтка, продавец, проститутка… и просто хороший человек, способный к состраданию).
Закрылся занавес, отгремели аплодисменты и прозвучали добрые слова (в том числе от профессионала – искренность и непосредственность игры наших актеров отметил главный режиссер Уссурийского городского драматического театра, Заслуженный артист РФ М.П. Руденко). А зритель остался со своими мыслями: а что же это было? Тут каждый из нас волен думать, как хочет и может. Но вряд ли можно определить смысл пьесы точнее, чем это сделало жюри посвященного 65-летию победы Всероссийского конкурса драматургии «Факел памяти», присудившее ей специальный приз «За трансформацию эмоционального восприятия прошлого в историческую память». Иными словами, и мы, вместе с театральной студией «Перемена», дожили до премьеры и пережили премьеру. А вместе с тем – еще раз пережили ощущение сопричастности тому прошлому, которое нельзя забывать.
И.В. Варицкий.
Фото автора.