Содержание олимпиады

СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИАДЫ

Студенческая олимпиада по педагогике состоит из пяти конкурсов.

Конкурс 1. Педагогическое тестирование
(до 30 баллов)

Конкурс направлен на выявление уровня теоретических знаний по различным разделам педагогики: «История образования и педагогической мысли», «Теория обучения», «Теория и методика воспитательной работы», «Социальная педагогика», и др.

Условия проведения: компьютерное тестирование.

Критерии оценки: правильность ответов.

Конкурс 2. Самопрезентация «Педагогика в жизни и профессии»
(до 15 баллов)

Условия проведения: подготовка короткого высказывания на заданную тему. Время выступления до 7 минут.

Критерии оценки:

Конкурс 3. Творческий проект «Школа в ХХI веке»
(до 30 баллов)

Конкурс направлен на актуализацию творческого потенциала участников.

Условия проведения: представление творческого проекта на заданную тему. Время выступления до 10 минут.

Критерии оценки:

Конкурс 4. Экспертный совет «Педагогическая экспертиза»
(до 15 баллов)

Конкурс направлен на проявление эрудиции, творческого мышления, наличие собственной педагогической позиции по актуальным вопросам современного образования, умение отстаивать собственную позицию.

Условия проведения:

  1. Каждый участник выступает в роли «основного эксперта» и члена «экспертного совета».
  2. По порядку, определенному жребием, «основной эксперт» обдумывает и произносит монологическую речь по проблеме воспитания или обучения (тема определяется методом случайной выборки).
  3. Остальные конкурсанты («экспертная комиссия»), выслушав «основного эксперта», имеют право задать ему по одному вопросу.
  4. Временные рамки: обдумывание проблемы «основным экспертом» – до 2-х минут; монолог – до 3-х минут; ответ на каждый заданный вопрос – до 30 секунд; формулирование своего вопроса «эксперту» – до 30 секунд.

Критерии оценки речи «основного эксперта»:

  1. Полнота и глубина раскрытия той или иной педагогической проблемы;
  2. Аргументированность высказывания, убедительность приводимых доказательств;
  3. Логичность и нестандартность педагогического мышления участника конкурса;
  4. Корректность и культура речевого поведения;
  5. Умение адекватно понять вопрос члена «экспертной комиссии», ясно и точно ответить на него;
  6. Соблюдение регламента.

Критерии оценки вопросов членов «экспертного совета»:

    1. Точность и корректность формулировок вопроса; 2. Ценность содержательной стороны вопроса. 3. Соблюдение регламента.

Максимальная оценка: монолог «основного эксперта» и его умение отвечать на вопросы оценивается до 12 баллов; каждый вопрос члена «экспертного совета» от 1-го до 3-х баллов (баллы идут в зачет участника, задавшего вопрос).

Конкурс 5. Круглый стол «Проблемы воспитания в современном обществе»
(до 15 баллов)

Конкурс направлен на проявление эрудиции, творческого мышления, наличие собственной педагогической позиции по актуальным вопросам современного воспитания, умение отстаивать собственную точку зрения.

Круглый стол по теме «Проблемы воспитания в современном обществе» представляет собой дискуссию по заданной проблеме.

В беседе с ведущим участники должны показать уровень своей компетенции в обсуждаемой проблеме, аргументированность и доказательность выступлений участников по вопросам, выносимым на обсуждение.

Время номинации до 10 минут каждому участнику.

Критерии оценки:

  1. Понимание командой актуальности процессов, происходящих в системе образования.
  2. Теоретическая подготовленность участников к решению профессионально-педагогических задач.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения.
  4. Умение каждого работать в команде и вырабатывать единую точку зрения.
  5. Культура речи в педагогическом диалоге.
Памятка участникам, при подготовке к конкурсам олимпиады по педагогике

Конкурс 1. Педагогическое тестирование. Участникам предлагаются вопросы из различных областей педагогической науки (дидактика и теория воспитания, история педагогики, управление образованием и др.)

Форма проведения конкурса: компьютерное тестирование. Количество вопросов – 30. Время, отводимое на ответы – 20 минут.

Рекомендуемая литература:

  1. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан.— СПб: Питер , 2009. – 300 с.
  2. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб. пособие для вузов / Л.И. Гриценко.— 2-е изд., стер .— М. : Академия, 2008 .— 240 c.
  3. Педагогика: учебник для студ. вузов по пед. спец. / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого.— М.: Академия, 2010. — 512 c.
  4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для вузов по спец. "Педагогика" / под ред. В.А. Сластенина.— 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.— 368c.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс]
  6. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.
  7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт
  9. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина.

Конкурс 3. Творческий проект «Школа в ХХI веке» (домашнее задание). Участникам необходимо заранее подготовить и представить социально-значимый проект (презентацию) на заданную тему. В проекте необходимо отразить свое понимание актуальности и ценности образования в современном мире, личностную и социальную значимость получаемого образования.

Конкурс 4. Экспертный совет «Педагогическая экспертиза». Каждый участник выступает в роли «основного эксперта» и члена «экспертного совета». По порядку, определенному жребием, «основной эксперт» обдумывает и произносит монологическую речь на заданную тему (тема определяется методом случайной выборки), по проблеме воспитания или обучения. Остальные конкурсанты («экспертная комиссия»), выслушав «основного эксперта», имеют право задать ему по одному вопросу.

Конкурс 5. Круглый стол «Проблемы воспитания в современном обществе». Круглый стол по теме «Проблемы воспитания в современном обществе» представляет собой полилог по заданной проблеме. В беседе с ведущим участники должны показать уровень своей компетенции в обсуждаемой проблеме, аргументированность и доказательность выступлений участников по вопросам, выносимым на обсуждение.