10 июля 2012
В раннем детстве, глядя на глобус, я невольно задавалась вопросом: «Неужели там внизу все наоборот и эти австралийцы ходят вверх ногами? С тех пор прошло много лет, а вопросы мои остались.

И вот у меня появился шанс отправиться в эту необыкновенную страну на трехмесячную стажировку. Оказалось, австралийцы и учатся наоборот!

Я вернулась из гостеприимного Квинслендского университета (UQ)не с пустыми руками: сертификаты об окончании трех языковых программ и курса методики преподавания для иностранных студентов, рабочая и учебная программы по преподаваемой дисциплине для международной образовательной программы, материал о системе обучения в принимающем университете, установленные контакты с австралийскими коллегами… Но самое для меня главное – мое представление о процессе обучения перевернулось с ног на голову.

 

Студент UQ априори считается способным, ответственным, воспитанным, творческим, сильным, упорным, доброжелательным, готовым прийти на помощь, щедрым на знания. Если даже сам студент в чем-то таковым себя не считает, через некоторое время его в этом убедят. Просто в «школе наоборот» считают, что успешно учиться человек может только в хорошем настроении и с верой в собственные силы. Добиваются этого простыми мерами.

Мера 1. Студентов не ругают.

Опоздание карается не преподавателем, а электронной системой учета посещений. Опоздавший более чем на 5 минут студент считается отсутствующим. По окончании курса обучения автоматически подсчитывается процент посещенных занятий.

Невыполнение домашнего задания тоже не повод отчитать студента, скорее это повод посочувствовать и помочь ему наработать необходимый материал. Поэтому при проверке домашнего задания преподаватель работает с теми, кто выражает на это желание. Задача остальных быстро включиться в процесс и выяснить возникшие вопросы. Например, проводится диктант (домашнее задание было выучить новые слова) после его завершения студенты сверяют правильность написания слов с соседом, потом преподаватель показывает на доске правильный вариант. На проверку диктант не сдается, т.к. цель актуализировать словарь перед написанием сочинения.

Мера 2. Студентов не сравниваю друг с другом.

В конце курса обучения вывешивается информация о посещении занятий, но вместо фамилий номера студенческих билетов.

Сертификаты с результатами экзаменов по курсу выдают в запечатанных конвертах индивидуально каждому студенту.

За контрольные работы не выставляют оценки в традиционном представлении: «двойка» «тройка», «четверка»…Преподаватель пишет письменный отзыв, в котором указывается на положительные моменты в работе, а также формулируются основные проблемы и пути их решения.

Для каждого студента разрабатывается индивидуальная программа на семестр как набор обязательных и элективных курсов. Если студент не получил зачет по какому-либо курсу, он может пройти этот курс повторно в следующем семестре, так что нет «отчисленных».

Мера 3. Студента не ставят ниже преподавателя.

Преподаватель в UQ – соратник студента, который больше знает и потому помогает студенту получать знания в профессиональной области. Задача преподавателя сориентировать студента в этом процессе, сформулировать цели и задачи, показать какими средствами их достичь, консультировать в проблемных ситуациях.

Еще до начала занятий студенты имеют доступ ко всем материалам курса: плану, лекциям, лабораторным и практическим занятиям, экзаменационным заданиям в открытом доступе.

Преподаватель общается со студентом на одном уровне глаз. Если студент работает за столом и просит проконсультировать его, преподаватель либо садится рядом на стул, либо приседает или встает на колено (колени), чтобы не возвышаться над студентом.

Преподаватель не указывает на ошибки студента в присутствии других студентов. Поэтому, во-первых, студентов не вызывают в обязательном порядке «к доске» (если это не зачетное, заранее подготовленное под контролем преподавателя выступление), во – вторых, «работу над ошибками» после выступления студента перед аудиторией преподаватель проводит индивидуально после занятий.

Мера 4. Студенты оценивают преподавателя

В конце курса студенты заполняют специальные бланки, в которых оценивают все аспекты работы преподавателя. Чтобы исключить давление на студентов со стороны преподавателя, существует детально разработанная процедура. Студенты заполняют оценочные листы в отсутствии преподавателя, сами запечатывают их в специальный конверт и относят соответствующему менеджеру. После анализа собранных данных менеджер отправляет оценочные листы преподавателю для ознакомления - это обратная связь, которая позволяет увидеть плюсы и минусы в его работе. Эти данные, также, являются основанием для продления или не продления контракта университета с преподавателем.

По отзывам преподавателей, студенты являются достаточно объективными оценщиками.

Вот такая замечательная «школа» в Австралии. Честно говоря, там и студенты «наоборот». И у меня возник вопрос, что же первично – студенты определяют школу или школа студентов? Поиском ответа на этот вопрос я и займусь в ближайшее время - с сентября в Школе педагогики ДВФУ стартует международная образовательная программа.

И.В. Турунтаева.




 


Website Security Test